Варяг – русский бронепалубный крейсер

Варяг - знаменитый русский бронепалубный крейсер, получивший известность благодаря отваге русских моряков, проявленной в мужественном бою с японской эскадрой в 1904 г. Был построен в 1901-м году на американских судостроительных верфях компании William Cramp & Sons в г. Филадельфия. В том же году ушел в Кронштадт, а после на Дальний Восток, где марте 1902 г. присоединился к 1-й Тихоокеанской эскадре.



Крейсер Варяг


День начала русско-японской войны 27 января 1904 г. "Варяг" встретил в порту Чемульпо, Корея (ныне Инчхон). Вместе с канонерской лодкой "Кореец" он был заблокирован японской эскадрой, в состав которой входили один броненосный, пять бронепалубных крейсеров и восемь миноносцев. "Варяг" (командир кап. 1 ранга В. Ф. Руднев) и "Кореец" (командир кап. 2 ранга Г. П. Беляев) отвергли предложение японцев сдаться и решили прорваться, вступив неравный в бой, несмотря на значительно превосходящие силы противника. Артиллерия "Варяга" серьезно повредила три японских крейсера и был потоплен один миноносец. Сам "Варяг" также получил большие повреждения, 7 офицеров и 115 матросов его экипажа были убиты и ранены. Не имея возможности дальше продолжать бой русские корабли вышли из зоны огня и возвратились в Чемульпо. Не желая сдавать корабли противнику, было принято решение взорвать "Кореец" и затопить "Варяг". 

Позже в 1905 году японцы подняли со дна легендарный крейсер, и после ремонта он в качестве учебного корабля присоединился к Императорскому флоту под новым названием «Соя». Отдавая дань мужеству русских моряков японцы решили оставить на корме название "Варяг". А в 1916-м, когда в период Первой Мировой Япония уже была союзником, он был вновь куплен Россией. В этом же году на "Варяг" прибыл Гвардейский экипаж и корабль перешел из Владивостока в Александровск (Полярный) для укрепления сил Флотилии Северного Ледовитого океана.

В марте 1917 года отправился в дальний переход для выполнения ремонта в Англии (порт Ливерпуль), где его и застала Великая Октябрьская социалистическая революция. Экипаж "Варяга" поднял красный флаг. Позже корабль был конфискован английскими властями, поскольку новое руководство не желало оплачивать долги Российской Империи. Одни источники сообщают, что в 1925 году он был разобран на металлолом, согласно другим источникам - он затонул в шторм во время буксировки). Отмечая юбилей памятного боя, Советское правительство наградило группу матросов прославленного крейсера медалями "За отвагу", а в г. Тула установлен памятник командиру В. Ф. Рудневу.


Технические характеристики:

  • Водоизмещение - 6500 т
  • Длина - 128 м
  • Мощность паровых машин - 10360 кВт
  • Максимальная скорость - 23 уз
  • Экипаж - 570 чел
  • Бронирование, толщина брони: палуба - 37 мм, скосы у бортов - 76 мм, боевая рубка - 152 мм
  • Вооружение: 12 152-мм орудий, 12 75-мм, 8 47-мм, 2 33-мм орудия и 6 торп. аппаратов.

В настоящее время имя "Варяг" присвоено гвардейскому ракетному крейсеру Краснознаменного Тихоокеанского флота.