Крейсер Аврора

Аврора - знаменитый крейсер Балтийского флота, который прославился своим выстрелом 7-го ноября 1917 года во время Великой Октябрьской революции. Построен он был на судостроительной верфи "Новое Адмиралтейство" в Петербурге.



Крейсер Аврора
Фото 1904 г.


В 1900 г. крейсер прошёл первые ходовые испытания, а  в 1903-м вошел в строй кораблей флота России.  Назван корабль  в честь фрегата "Аврора", команда которого героически проявила себя в 1854 году при защите Петропавловского порта, отразив нападение англо-французской эскадры.

Конструктивный тип "Авроры" - бронепалубный крейсер. Наружная обшивка корпуса состояла из стальных листов толщиной 10–13 мм. Корпусная сталь для крейсера была изготовлена на Адмиралтейском Ижорском  и Александровском чугунолитейном заводах. «Аврора» получила якоря Холла, до этого на российских судах они еще не устанавливались.

В период с 1904-го по 1905-й "Аврора" в составе отряда крейсеров 2-й эскадры Флота Тихого океана совершила тяжелый переход из Либавы (Лиепаи) на Дальний Восток. В 1905 году близ островов Цусима эскадра встретились с японским флотом. В борьбе с превосходящими силами противника, крейсер получил серьезные повреждения, но ему удалось прорваться сквозь окружение и вместе с двумя другими крейсерами  «Олег» и «Жемчуг» уйти от преследовавшего противника в нейтральный порт Манилу, где на протяжении четырех месяцев экипаж своими силами восстанавливал корабль. Там и получили извещение что война закончилась, а также предписание о необходимости вернуться на Балтику.



Крейсер Аврора
Аврора в Маниле после Цусимского сражения (1905 г.)


В 1906 году «Аврора» вошла в состав учебного флота Морского кадетского корпуса Балтийского флота.  На нем проходили практику кадеты и гардемарины. В этот период крейсер совершал плавания по средиземноморью, а также дальние плавания через Атлантический и Индийский океаны, к берегам Африки, Таиланда и Индонезии. В первую мировую войну крейсер нес службу в Финском заливе, а в конце 1916-го года прибыл на ремонт в Петроград.



Крейсер Аврора
Фото: На судоремонтной верфи


Крейсер Аврора
Крейсер Аврора (1916 г.)


В период революции 1917 г. взаимоотношения офицерского состава и команды корабля были накалены в связи с сильным революционным настроем матросов, чему также способствовало положение дел в России. Противостояние привело к тому, что матросы подняли бунт на корабле и свергнули офицеров. После чего команда избрала судовой комитет. Первую большевистскую партийную ячейку возглавили А.Н. Златогорский и П.И. Курков. В октябрьские дни 1917 г. во главе судового комитета стоял большевик машинист крейсера А.В. Белышев, позже он стал комиссаром крейсера. В ночь на 25-е октября (7 ноября) 1917 г. «Аврора» подошла к Николаевскому мосту согласно приказа Петроградского ВРК. Матросы заняли мост, соединявший Васильевский остров с центром Петрограда и дали возможность отрядам красногвардейцев попасть в центральную часть города. В 21 ч. 40 мин. «Аврора» холостым выстрелом, дала сигнал к началу восстания и штурму Зимнего дворца.

В 1923-м году, после ремонта «Аврора» вновь пополнила учебный флот. В 1924 г, вместе с учебным кораблем «Комсомолец» она совершила заграничный рейс в Норвегию.

Во время Великой Отечественной войны орудия крейсера были использованы для обеспечения обороны «Ленинграда». 10 из них были демонтированы и задействованы на берегу.

17-го ноября 1948 года, после очередного ремонта крейсер «Аврора»  встал на вечную стоянку у Петроградской набережной в качестве памятника событиям Октябрьской Революции. В 1957 г. крейсер "Аврора" официально стал музеем. На нем был открыт филиал Центрального военно-морского музея (ЦВММ).



Крейсер Аврора
Крейсер Аврора на реке Неве в Ленинграде (Фото 1965 года)


Технические характеристики крейсера «Аврора»

  • Класс: Крейсер 1 ранга
  • Водоизмещение: 6731 т.
  • Длина: 126,7 м
  • Ширина: 16,7 м
  • Средняя осадка: 6,2 м
  • Толщина брони: от 63,5 мм (палуба) до 152 мм (рубка)
  • Котельная установка:  3 котельных отделения (24 котла системы Бельвиля)
  • Мощность 3-х главных паровых машин: 9060 кВт., (11600 л.с.)
  • Макс. скорость: 19,2  уз.
  • Дальность плавания: 4000 миль (при скорости 10 уз.)
  • Жилые помещения рассчитаны на: 570 человек.

Вооружение «Авроры» при вводе судна в эксплуатацию (1903 г): восемь 152-мм (1414 боекомплектов), двадцать четыре 75-мм (6240 патронов), восемь 37-мм орудий (7800 патронов) и три 381-миллиметровых ТА: надводного, расположенного в форштевне, и два подводных - на носовой платформе. Боезапас - 8 торпед типа "1898".

С 2014-го по 2016-й "Аврора" проходила ремонт на Кронштадтском морском заводе.



Крейсер Аврора
Аврора при помощи буксиров и в сопровождении яхт и катеров идет на реставрацию (2014 год)


В Кронштадте были проведены следующие работы:

  • Выполнен ремонт всех судовых систем отопления и кондиционирования, а также трубопроводов
  • Протянуто 16 км новых электрических кабелей
  • Заменено порядка 25% тиковой палубы крейсера
  • На жилой палубе был проведен масштабный ремонт с установкой нового камбуза, санузла и прочего необходимого оборудования.
  • Каюта флагмана (главнокомандующего) была восстановлена согласно образца начала XX века. Для воссоздания интерьера были использованы архивные чертежи и документы.
  • Произведена замена системы пожаротушения на современную систему с тонкораспыленной водой.
  • Корпус корабля, включая подводную часть, надстройку, мачты и трубы был полностью отчищен от старой краски, проверен на предмет дефектов и перекрашен с использованием современных технологий.
  • Все 14 орудий главного калибра две зенитки и две салютные пушки были перекрашены. Отремонтированы фундаменты пушек, а также механизмы горизонтального и вертикального вращения, восстановлены затворы и другие детали орудий.

В целом, внутри корабля были проведены ремонтные работы более чем в 60-ти помещениях. Спустя почти два года ремонтных и реставрационных работ, 16 июля 2016-года, крейсер вернулся в Петербург.



Крейсер Аврора
Крейсер Аврора, наши дни, Санкт-Петербург