Клермонт - первый колесный пароход

"Клермонт" ("Clermont") первый практически пригодный колесный пароход, совершавший регулярные пассажирские и грузовые рейсы. Построен в Нью-Йорке весной 1807 г. под названием "Северный речной пароход из Клермонта" американским изобретателем Р. Фултоном.

Получил известность по укороченным названием "Клермонт" (родина министра США Р. Ливингстона, финансировавшего строительство судна. "К" имел водоизмещение 79 т, длину 43 м, ширину 4,3 м и высоту борта 1,2 м. На судне была установлена изготовленная в Англии паровая машина мощностью около 15 кВт, которая через сконструированную Фултоном передачу приводила в движение насаженные на коленчатый вал 2 бортовых гребных колеса диаметром 4,57 м с 8 лопостями.



Клермонт


Пароход был испытан на реке Гудзон в августе 1807 г. в присутствии большого количества зрителей, многие из которых не верили в успех. По словам очевидца, "К" напоминал "горящую лесопилку, установленную на барже", верхняя палуба у него отсутствовала. Однако пароход пошел. В первый рейс от Нью-Йорка до Олбани по реке Гудзон пароход отправился без груза и пассажиров, т.к. никто не решился плыть на "огнедышащем" судне, но в обратный путь он шел с одним пассажиром на борту - фермером, который получил за это пожизненное право бесплатного проезда на судах компании. Расстояние в 480 км "К" прошел за 62 часа со средней скоростью 4 узла.



Clermont


К весне 1808 года корпус судна был перестроен, улучшена конструкция гребных колес. На нем оборудовали 3 пассажирских помещения на 78 мест, включая 52 спальных. Для обслуживания пассажиров имелись камбуз и буфет. Водоизмещение "Клермонта" возросло до 182 т за счет увеличения размеров (45,14 x 5,462 x 2,134 м). Между Нью-Йорком и Олбани установилось регулярное пароходное сообщение. Фултон получил монополию на пароходное сообщение по рекам США. "Клермонт" прослужил до 1814 года и был заменен судами новой постройки.

 

Источник: Морской энциклопедический справочник под редакцией Н.Н. Исанина