Транспортные свойства грузов

Практически все грузы, которые перевозятся морским транспортом, имеют специфические, характерные им свойства, по которым определяются условия и требования к их сохранной перевозке на судне.

Исходя из физико-химических свойств и состояния груза определяется возможность его совместной перевозки с другими типами грузов, а также очередность и порядок погрузки и выгрузки. Согласно физико-химическим свойствам грузы подразделяются на скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся.

Кроме того, по другим признакам могут быть выделены грузы:
- взрывчатые, самовозгорающиеся и огнеопасные;
- пылящие, выделяющие газы и запахи;
- гигроскопичные и пр.

К основным свойствам грузов относятся:

Влажность – важнейший показатель состояния груза, от нее зависит возможность возникновения в массиве груза процессов плесневения, гниения, самосогревания и самовозгорания. Влагосодержание грузов зависит от такого их свойства, как гигроскопичность, т.е. способности груза впитывать влагу из условий внешней среды. Некоторые грузы, имеющие пористую структуру, впитывают влагу и удерживают ее в себе. Среди таких грузов - руды и рудные концентраты, уголь, а также некоторые другие грузы минерального происхождения, которые впитывают любую жидкость.

Влагосодержание гигроскопических материалов характеризуется такими показателями как:
- абсолютная влажность груза (влажность груза на сухую массу) – это отношение массы влаги к массе сухого груза, выраженное в процентах

- относительная влажность груза (влажность груза на общую массу) – это отношение массы жидкости к массе всего влажного груза, выраженное в процентах

Нормальное (стандартное) значение влагосодержания гигроскопического груза называется кондиционной влажностью.

Высокая относительная влажность воздуха может способствовать переходу некоторых грузов в растворы, например, очищенные соли и удобрения, которые состоят из водорастворимых веществ. Такие грузы необходимо защищать от взаимодействия с влагой, находящейся в воздушной среде.

Заметим, что от величины влажности зерновых грузов напрямую зависит их сыпучесть, угол естественного откоса, а также интенсивность протекания процессов прорастания, самосогревания и пр.

Сыпучесть – это способность перемещения навалочных и насыпных грузов на один борт при плавании судна на волнении, что может привести к опасному крену или даже угрозе опрокидывания судна.

Показателем сыпучести является угол естественного откоса (угол покоя) – это угол между основанием штабеля насыпного груза и его образующей. По углу естественного откоса можно определить необходимость использования оборудования для штивки груза в трюме. Если груз хорошо осыпается и не образует острого конуса в трюме, то нет необходимости затрачивать время и средства на выравнивание поверхности и заполнения трюма под палубу.

С повышением влажности груза угол естественного откоса растет, но до определенного значения, при дальнейшем увеличении влажности груза он уменьшается. Различают угол естественного откоса в покое и движении. В покое этот угол на 10-18 градусов больше, чем в движении.

Навалочные грузы условно делятся на 2 категории:
1-я – грузы, у которых угол естественного откоса равен или меньше 35 градусов (к ним относятся все зерновые грузы, рудные концентраты и др.);
2-я – грузы, угол естественного откоса которых имеет устойчивое значение более 35 градусов.

Грузы 1-й категории подвержены смещению, поэтому при их перевозке необходимо принимать дополнительные меры предосторожности, чтобы исключить их смещение.

Усадка – это уплотнение навалочных и насыпных грузов вследствие естественного перераспределения частиц груза в массиве насыпи и сдавливания нижних слоев верхними. На усадку грузов оказывают влияние свойства грузов, его гранулометрический состав, вибрация корпуса судна, качка и слемминг при плавании на волнении и др. Исследования подтвердили, что, например, усадка зерна при плавании из портов США и Канады в Черное море в зимний период достигала 11% от первоначального объема.

Удельный погрузочный объем (УПО), (англ. stowage factor) – пространство, которое занимает 1 тонна перевозимого груза в грузовом помещении судна.

Самосогревание – это повышение температуры груза в результате действия внутренних источников тепла (биологические или химические процессы). В качестве примера самосогревания и самовозгорания груза шрота можно привести примеры пожаров на т/х «Георгий Димитров» в порту Гамбург в 1976 г. и т/х «Партизан Бонивур» в порту Херсон в 1978 г. Первое удалось спасти, очаги возгорания были ликвидированы, второе из-за пожара было выведено из эксплуатации и списано на металлолом.

Разжижение - это свойство руд и рудных концентратов по воздействием волнения, вибрации судна, изменения температуры внешней среды приобретать свойства текучести. В 1964 году в Бискайском заливе (известном своими жестокими штормами) потерпел аварию и затонул теплоход "Умань" с грузом марганцевой руды повышенной влажности и с примесью снега, которая была погружена в порту Поти. Как было установлено комиссией, во время перехода судно было подвержено воздействию волнения и стремительной качке, в результате чего произошло перераспределение влаги в массе груза и под воздействием ударов волн груз сместился, что привело к затоплению судна.

Слеживемость - это способность частиц груза более прочно сцепляться друг с другом, из-за чего происходит значительное снижение, либо потеря свойств сыпучести груза.

В июле-августе 1976 года в порту Херсон на теплоходе "Джузеппе ди Витторио" в трюма No2, 3 и 4 было погружено 6250 тонн сульфата аммония. Во время перехода температура воды за бортом колебалась от +20С до +32С, а воздуха от +24С до +38С. На твиндеках No2, 3 и 4 находились различные генеральные грузы, в том числе и пищевые. Для соблюдения сохранной перевозки в рейсе включалась вентиляция грузовых помещений. При выгрузке в п. Хайфон было обнаружено, что поверхность сульфата амония превратилась в монолитную массивную плиту, которую смогли разрушить опустив в трюм трактор "Беларусь" с ковшовой лопатой. При такой технологии норма выгрузки сульфата аммония уменьшилась в 4-5 раз.

Огнеопасность и взрывоопасность - это свойства грузов возгораться или взрываться при определенных условиях. Делятся на три группы:
горючие; легковоспламеняющиеся и самовозгорающиеся (загорающиеся от теплоты, выделяющейся при хим. либо биохим. процессах).

Кроме перечисленных выше свойств грузов, их характеристик и показателей, имеются многие другие признаки груза (ядовитость, радиоактивность, инфекционная опасность, повышенная окисляемость, пылеемкость и пр.), которые необходимо учитывать в процессе морской перевозки с целью обеспечения сохранной их доставки, безопасности экипажа и судна.

 

По материалам "Технология перевозки грузов" В.Д.Савчук