Каждый морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность на судне. Крепите ли Вы лоцманский трап, либо беседку за бортом – от того насколько Вы надежно это сделали – зависят жизни людей, которые будут там работать. Именно поэтому к обучению вязания морских узлов необходимо подходить со всей серьезностью. Каждый матрос (не говоря уже о боцмане) должен уметь вязать морские узлы и знать, в каких случаях каждый узел применяется. Для штурманов тоже будет полезно освежить свои знания и вспомнить кадетскую практику. В этом разделе мы рассмотрим пошаговые схемы вязки основных типов морских узлов, наиболее широко применяемых в морской практике.
- Беседочный узел
Название этого узла произошло от “морской беседки”, представляющей собой небольшую деревянную доску – платформу, использующуюся для подъема человека ..
- Бочечный узел
Его применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении ..
- Боцманский узел
Применяется при надпалубных работах для подъема работающего на мачту, стеньгу и т. д. Петли узла надевают на ноги работающего, а свободный конец троса обносят вокруг пояса и крепят к основному тросу.
- Брамшкотовый узел
получил свое название от наименования снасти – брам-шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Используют его в тех же случаях, что и шкотовый.
- Буксирный узел
Применяют при закреплении буксирного каната на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный канат.
- Выбленочный узел
Один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков..
- Узел "Восьмерка"
Этот узел считается классическим и составляет основу множества других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит..
- Гачный узел
Применяют при закреплении на гаке толстых канатов. Узел выдерживает только сравнительно небольшие нагрузки на канат. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне..
- Гачный узел (двойной)
Используется при закреплении на гаке толстых канатов. Узел выдерживает только сравнительно небольшие нагрузки на канат. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне..
- Гачный узел со шлагом
Применяют при закреплении тонких канатов на гаке, имеющем большой диаметр спинки. Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака..
- Гинцевый узел
Гинцами моряки называют небольшие тали, основанные между блоком, ввязанным в какую-нибудь снасть, и другим неподвижным блоком..
- Задвижной штык
Применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. и. На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение..
- Затягивающийся огон
Рекомендуется применять при закреплении канатов за какие-либо предметы. На некотором расстоянии от конца завязывают узел «восьмерку», затем ходовой конец ..
- Затягивающаяся удавка
Применяют при временном креплении каната за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании каната на нок рангоутного дерева...
- Калмыцкий узел
Используют при подаче различных инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт; узел также применяют..
- Крепление каната на кнехтах
Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный канат проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки.
- Крепление нескольких швартовов на пале
Для закрепления швартовного конца на пале (лушке, битенге), на котором уже закреплены другие швартовы, заводимый конец вводят снизу в огон..
- Узел «кошачьи лапки»
Узел «кошачьи лапки» применяют в тех случаях, когда строп нужно прикрепить к гаку с таким расчетом, чтобы не было лишней слабины.
- Связывание канатов штыками
Связывание канатов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из канатов складывают в виде петли и крепят за..
- Плоский узел
Плоский узел применяют при связывании канатов различного диаметра. Он также может применяться для связывания канатов одинаковой толщины..
- Простой штык
Применяется для крепления швартовных канатов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел ..
- Прямой узел
Этот узел применяют при связывании канатов (веревок) примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные канаты ..
- Двойной прямой узел
Узел рекомендуется для связывания канатов (веревок), испытывающих большую нагрузку. Конец одного из связываемых канатов дважды обносят вокруг другого ..
- Рифовый узел
Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов ..
- Рыбацкий огон
Рыбацкий огон применяют вместо обычного огона при обрыве швартовного каната и в тех случаях, когда необходимо быстро и надежно закрепить канат
- Рыбацкий штык
Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы каната при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Проверенный многовековым опытом морской практики..
- Сваечный узел
Применяют при подаче работающему на мачте или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки.
- Стопорный узел
Стопор накладывают на канат двумя шлагами, после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг каната в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой.
- Топовый узел
Применяют для заведения временных оттяжек при установке мачт, свай и т. д. Узел надевают на предмет внутренней петлей, а три основные петли узла служат для закрепления канатов — оттяжек.
- Узлы для уменьшения длины каната
На канате вяжут сваечный узел. В петлю сваечного узла вводят сложенный вдвое канат, в результате чего образуется новая петля. В эту петлю также вводят сложенный вдвое трос и т. д.
- Удавка
Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.)
- Фаловый узел
Фаловый узел применяют при подъеме бревен, деталей рангоута и т. д. На парусном флоте в зависимости от того, к какой мачте принадлежал парус, он назывался “грот-марсель”..
- Шкотовый узел
Шкотовый узел применяют при связывании канатов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала)..
- Шлюпочный узел
Шлюпочный узел применяют для закрепления каната при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке. Узел удобен для крепления буксирного конца на шлюпках..
- Крепление каната за рым
Конец каната складывают вдвое и пропускают в рым. Между отогнутой петлей и сложенным вдвое канатом вводят драек или какой-либо деревянный брусок. Ходовой конец должен быть скреплен с канатом..
- Крепление каната на утке
Ходовую часть каната обносят вокруг утки и три-четыре раза накладывают на нее в виде восьмерки. Конец сложенного вдвое каната отводят вниз так, чтобы образовались две петли..
- Привязывание бросательного конца к швартову
Линь бросательного конца привязывают к огону швартова выбленочным узлом с петлей или же штыком, также дополненным петлей для быстрого развязывания узла. Бросательный конец должен быть закреплен..