Морские узлы

Каждый морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность на судне. Крепите ли Вы лоцманский трап, либо беседку за бортом – от того насколько Вы надежно это сделали – зависят жизни людей, которые будут там работать. Именно поэтому к обучению вязания морских узлов необходимо подходить со всей серьезностью. Каждый матрос (не говоря уже о боцмане) должен уметь вязать морские узлы и знать, в каких случаях каждый узел применяется. Для штурманов тоже будет полезно освежить свои знания и вспомнить кадетскую практику. В этом разделе мы рассмотрим пошаговые схемы вязки основных типов морских узлов, наиболее широко применяемых в морской практике.

Морские узлы
  • Беседочный узел

    Название этого узла произошло от “морской беседки”, представляющей собой небольшую деревянную доску – платформу, использующуюся для подъема человека ..

  • Бочечный узел

    Его применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении ..

  • Боцманский узел

    Применяется при надпалубных работах для подъема работающего на мачту, стеньгу и т. д. Петли узла надевают на ноги работающего, а свободный конец троса обносят вокруг пояса и крепят к основному тросу.

  • Брамшкотовый узел

    получил свое название от наименования снасти – брам-шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Используют его в тех же случаях, что и шкотовый.

  • Буксирный узел

    Применяют при закреплении буксирного каната на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный канат.

  • Выбленочный узел

    Один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков..

  • Узел "Восьмерка"

    Этот узел считается классическим и составляет основу множества других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит..

  • Гачный узел

    Применяют при закреплении на гаке толстых канатов. Узел выдерживает только сравнительно небольшие нагрузки на канат. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне..

  • Гачный узел (двойной)

    Используется при закреплении на гаке толстых канатов. Узел выдерживает только сравнительно небольшие нагрузки на канат. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне..

  • Гачный узел со шлагом

    Применяют при закреплении тонких канатов на гаке, имеющем большой диаметр спинки. Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака..

  • Гинцевый узел

    Гинцами моряки называют небольшие тали, основанные между блоком, ввязанным в какую-нибудь снасть, и другим неподвижным блоком..

  • Задвижной штык

    Применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. и. На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение..

  • Затягивающийся огон

    Рекомендуется применять при закреплении канатов за какие-либо предметы. На некотором расстоянии от конца завязывают узел «восьмерку», затем ходовой конец ..

  • Затягивающаяся удавка

    Применяют при временном креплении каната за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании каната на нок рангоутного дерева...

  • Калмыцкий узел

    Используют при подаче различных инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт; узел также применяют..

  • Крепление каната на кнехтах

    Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный канат проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки.

  • Крепление нескольких швартовов на пале

    Для закрепления швартовного конца на пале (лушке, битенге), на котором уже закреплены другие швартовы, заводимый конец вводят снизу в огон..

  • Узел «кошачьи лапки»

    Узел «кошачьи лапки» применяют в тех случаях, когда строп нужно прикрепить к гаку с таким расчетом, чтобы не было лишней слабины.

  • Связывание канатов штыками

    Связывание канатов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из канатов складывают в виде петли и крепят за..

  • Плоский узел

    Плоский узел применяют при связывании канатов различного диаметра. Он также может применяться для связывания канатов одинаковой толщины..

  • Простой штык

    Применяется для крепления швартовных канатов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел ..

  • Прямой узел

    Этот узел применяют при связывании канатов (веревок) примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные канаты ..

  • Двойной прямой узел

    Узел рекомендуется для связывания канатов (веревок), испытывающих большую нагрузку. Конец одного из связываемых канатов дважды обносят вокруг другого ..

  • Рифовый узел

    Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов ..

  • Рыбацкий огон

    Рыбацкий огон применяют вместо обычного огона при обрыве швартовного каната и в тех случаях, когда необходимо быстро и надежно закрепить канат

  • Рыбацкий штык

    Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы каната при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Проверенный многовековым опытом морской практики..

  • Сваечный узел

    Применяют при подаче работающему на мачте или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки.

  • Стопорный узел

    Стопор накладывают на канат двумя шлагами, после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг каната в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой.

  • Топовый узел

    Применяют для заведения временных оттяжек при установке мачт, свай и т. д. Узел надевают на предмет внутренней петлей, а три основные петли узла служат для закрепления канатов — оттяжек.

  • Узлы для уменьшения длины каната

    На канате вяжут сваечный узел. В петлю сваечного узла вводят сложенный вдвое канат, в результате чего образуется новая петля. В эту петлю также вводят сложенный вдвое трос и т. д.

  • Удавка

    Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.)

  • Фаловый узел

    Фаловый узел применяют при подъеме бревен, деталей рангоута и т. д. На парусном флоте в зависимости от того, к какой мачте принадлежал парус, он назывался “грот-марсель”..

  • Шкотовый узел

    Шкотовый узел применяют при связывании канатов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала)..

  • Шлюпочный узел

    Шлюпочный узел применяют для закрепления каната при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке. Узел удобен для крепления буксирного конца на шлюпках..

  • Крепление каната за рым

    Конец каната складывают вдвое и пропускают в рым. Между отогнутой петлей и сложенным вдвое канатом вводят драек или какой-либо деревянный брусок. Ходовой конец должен быть скреплен с канатом..

  • Крепление каната на утке

    Ходовую часть каната обносят вокруг утки и три-четыре раза накладывают на нее в виде восьмерки. Конец сложенного вдвое каната отводят вниз так, чтобы образовались две петли..

  • Привязывание бросательного конца к швартову

    Линь бросательного конца привязывают к огону швартова выбленочным узлом с петлей или же штыком, также дополненным петлей для быстрого развязывания узла. Бросательный конец должен быть закреплен..