Лесовоз

Лесовоз - сухогрузное судно для перевозки лесных грузов, в т. ч. круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пакетах и блок-пакетах. Возможно использование лесовозов и для перевозки массовых грузов (зерно, уголь). Главное отличие лесовоза от других грузовых судов состоит в том, что 1/3 груза перевозится на верхней открытой палубе (караван). Это предопределяет обеспечение повышенной прочности верхней палубы, освобождение ее от загромождающих конструкций и оснащение лесовоза специальными устройствами для крепления каравана: деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам; поперечными найтовами.


Судно для перевозки леса

Тщательно уложенный и надежно закрепленный караван рассматривается как сплошная судовая надстройка, обеспечивающая дополнительную защиту грузовых люков, сходных тамбуров, вентиляционных отверстий и концевых переборок надстройки, увеличивает входящий в воду объем при крене судна и повышает остойчивость на больших углах крена. Поэтому лесовозы могут иметь меньший надводный борт, чем другие грузовые суда. С учетом этого лесовозам кроме основной грузовой марки, соответствующей перевозке грузов в трюмах, назначается лесная грузовая марка, осадка по которую на 5-6 см больше осадки по основную грузовую марку, что соответствует разности в дедвейте 7-10%.


Историческая справка

Появление специализированных судов для перевозки лесоматериалов в составе транспортного флота СССР еще в 20-30-е гг. объясняется не только наличием устойчивых грузопотоков, но главным образом стремлением максимально использовать провозную способность судов. По мере роста объема перевозок лесных грузов все очевиднее становилось то, что обычные сухогрузные суда для этих целей мало пригодны. При перевозке леса в трюмах не удается полно использовать грузоподъемность судна, что приводит к необходимости размещать примерно треть груза на палубе. Приспособление судов к такому способу перевозок лесных грузов фактически означает создание специализированного судна – морского лесовоза.

В 1945 г. На верфи «Крейтон-Вулкан» начата постройка для СССР крупной серии лесовозов типа «Хасан», которая продолжалась до 1956 г. Это были одновинтовые, однопалубные, полнонаборные, с баком и ютом, средним расположением МО и двумя грузовыми трюмами, с крейсерской кормой и форштевнем полуледокольные суда с неограниченным районом плавания. Экипаж размещался в средней и кормовой надстройках. Корпус был набран по поперечной системе, основной способ соединения – клепка. На последних судах серии клепка была заменена сваркой.

Суда отличались малым раскрытием палубы, хотя на каждый грузовой трюм приходилось по два центрально расположенных люка. Размеры подпалубных «карманов» достигали 3,5 – 6,0 м. На этих лесовозах устанавливались еще деревянные лючины с закладными съемными бимсами. Во время капитальных ремонтов на большинстве судов этой серии лючины были заменены металлическими люковыми закрытиями.

Грузовое устройство состояло из восьми легких стрел грузоподъемностью по 3 т. При спаренной работе стрел грузоподъемность равнялась 1,5 т. Грузовое устройство обслуживалось восемью паровыми лебедками с тяговым усилием 3 т. На части судов была установлена тяжеловесная стрела грузоподъемностью 10 т.

В качестве главного двигателя на судах использована паровая машина мощностью 700 кВт, построенная заводом «Крейтон-Вулкан».

В 1956 г. Общий тоннаж серии лесовозов типа «Хасан» составлял более 50% общего тоннажа лесовозного флота СССР того времени.

В 1961 г. были введены в эксплуатацию два типа лесовозов финской постройки – теплоходы «Котласлес» и «Игаркалес».

Теплоход «Котласлес» - однопалубное, с квартердеком и баком, одновинтовое, со смещенным в корму от миделя расположением МО и жилой надстройки; с наклонным форштевнем и крейсерской кормой; предназначался для перевозки лесных грузов и зерна.

Для ускоренного ведения грузовых операций на лесовозах новой серии малопроизводительные стреловые грузовые устройства были заменены более маневренными кранами «Вяртсиля-Кампнагель» и механизированными стрелами большей грузоподъемности.


Судно для перевозки леса

Система набора корпуса теплохода «Котласлес» была принята смешаной: по бортам и в оконечностях поперечная, по днищу и палубе продольная. Размеры равнопрочных шпангоутов были выбраны с таким расчетом, чтобы конструкция компенсировала отсутствие рамных шпангоутов, предписываемых правилами Регистра СССР. Были предусмотрены разносные бортовые стрингеры, в оконечностях установлены промежуточные шпангоуты ледового подкрепления, в МО – рамные шпангоуты.

В качестве главного двигателя был установлен приспособленный для работы на тяжелых сортах моторного топлива дизель «Бурмейстер ог Вайн» датской постройки мощностью 2100 кВт. При 170 об/мин, который обеспечивал судну эксплуатационную скорость 13,5 узлов.

Одновременно с теплоходом «Котласлес» вошел в состав торгового флота лесовоз «Игаркалес» - однопалубное и одновинтовое судно, с ютом и баком, непрерывным тронком, наклонным форштевнем. Принципиальным отличием от лесовоза «Котласлес» было кормовое расположение МО и жилой надстройки.


Судно для перевозки леса

Всего было построено 12 лесовозов типа «Игаркалес», после чего перешли к строительству средних лесовозов с такими же главными двигателями, но с промежуточным расположением МО и жилой надстройкой. В 1964 г. был сдан головной лесовоз – «Ладогалес». По своим размерениям, форме корпуса, архитектурно-конструктивному типу и грузовому устройству он идентичен лесовозу «Шексналес», представлявшему собой модернизированный вариант лесовоза «Котласлес».

При проектировании новых лесовозов были учтены все недостатки и недоработки в общем расположении судна в целом и в планировании МО, выявленные при эксплуатации лесовозов «Котласлес» и «Игаркалес». Грузовое устройство было заменено: теперь оно включало восемь легких стрел грузоподъемностью по 5 т каждая и одну стрелу-тяжеловес грузоподъемностью 35 т. Стрелы были установлены на трех Л-образных мачтах. При спаренной работе стрел – максимальная грузоподъемность 3 т; вылет всех легких стрел за борт до 6 м, стрелы – тяжеловеса до 3,5 м.

К концу 1965 г. в составе лесовозного флота СССР общим дедвейтом 930 тыс.т. лесовозы финской постройки составляли более 25%. В 1966 г. между Финляндией и СССР был заключен контракт на поставку крупной серии лесовозов типа «Мирный». Головное судно было сдано в эксплуатацию в 1967 г., последнее в 1971 г.

В 1973 г. был создан первый лесовоз-пакетовоз «Игорь Грабарь». Впервые в практике строительства лесовозов лебедки грузовых стрел размещались в подпалубном помещении и в кормовой надстройке. На судах были установлены люковые закрытия системы «Навирэ» с гидравлическими приводами, обеспечивающие полное открытие и закрытие люка силами двух человек за 10-12 минут.

В 1981 г. на верфи «Ууденкаупунгин телакка» было построено судно «Юрий Клементьев», предназначенное для перевозки лесоматериалов в пакетах, бумаги в рулонах, целлюлозы в пакетах, генеральных грузов, угля и контейнеров ИСО. Отличительной архитектурно-конструктивной особенностью его является один грузовой трюм длиной 50 м.