Ледокол

Ледокол – судно специального назначения, осуществляющее проводку (прокладывающее путь) судам в замерзающих бассейнах путем разрушения льда и использующееся для осуществления безопасной навигации. Также ледоколы используются для спасательных операций и доставки научных экспедиций на полярные станции.

Еще во времена деревянных судов, корабли, ходившие в северные широты, обеспечивались ледовым усилением, а именно двойной обшивкой и листами железа в области ватерлинии, так называемым "ледовым поясом". Иногда металлические укрепления устанавливали на носу и в корме корабля.

В 1864 году был построен первый ледокол современного типа. Им стал российский пароход «Пайлот» (Pilot), перестроенный из портового буксира. А первым арктическим ледоколом стал "Ермак", способный пробивать многолетние льды. Он был построен в Великобритании, вошел в состав русского флота в 1899 г.

В 50-х годах началась разработка проекта ледокола с атомной энергетической установкой, и в 1959 году сошел со стапелей ледокол «Ленин». Спустя 15 лет, в 1974 году в строй встал второй, крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика».


Арктика
Атомный ледокол "Арктика"


Ледокол
Атомный ледокол "Вайгач"

По району плавания ледоколы классифицируются на морские (включая арктические или полярные), озерные и речные.

По назначению:

  • ледоколы-лидеры - самые мощные, они, как правило, возглавляют проводку;
  • линейные, использующиеся для проводки, околки и буксировки;
  • вспомогательные ледоколы.

Прочность корпусных конструкций ледокола должна обеспечивать их неповреждаемость под действием лед. Нагрузок, которые рассчитывают для оконечностей исходя из условий удара о лед, а для средней части - из условий статического сжатия ледяным полем. Корпусу ледокола придается значительно большая прочность, чем судам иных назначений.

Специфичной для ледоколов являются креновая и дифферентная системы, предназначенные для борьбы с заклиниванием. Объем креновых цистерн достигает 6-8%, а дифферентных -10% водоизмещения. Все полярные ледоколы имеют устройства, обеспечивающие базирование 1-2 вертолетов, которые выполняют тактическую ледовую разведку. Для буксировки судов во льдах ледоколы оснащаются мощной буксирной лебедкой. В качестве главных двигателей используются атомные энергетические установки, среднеоборотные дизели и паровые турбины, комбинированные дизель-газотурбинные установки с электрической или прямой передачей на ВРШ.

Все полярные ледоколы обеспечивают базирование одного либо нескольких вертолетов, предназначенных для ледовой разведки. Также они оснащены мощной буксирной лебедкой для выполнения буксирных операций.