Супертанкер — крупнотоннажный океанский танкер типа VLCC (Very Large Crude Oil Carrier), водоизмещением от 160 000 тонн и более; используется, как правило, для транспортировки сырой нефти. Супертанкеры, чья вместимость превышает 320 000 тонн, называются ULCC (Ultra-large crude carrier). Длина супертанкеров превышает 300 метров. В порту заметить супертанкер практически не реально. Грузовые операции на таких огромных судах происходят на специализированных терминалах, находящихся далеко от берега. Связано это с тем, что большая осадка супертанкеров не позволяет им войти в большинство мировых портов.
Заметим, что значительные размеры этих судов, а также количество перевозимого груза, делают их крайне инерционными. К примеру, в случае аварийной остановки полностью остановить судно можно не ранее чем через 3 км (и этот процесс может занять до 15-ти минут). Диаметр циркуляции может составлять до 2-х километров. Эти показатели могут отличаться в зависимости от размера и загрузки судна.
Довольно часто супертанкеры используются как гигантские плавучие хранилища нефти, либо конвертируются в суда типа FPSO (Floating production and Storage).
Супертанкер Knock Nevis
Крупнейшим супертанкером в период с 1979 по 2010 г. являлся Knock Nevis (в настоящее время судно уже утилизировано). Дедвейт этого судна - 564 763 тонны, что составляет 658 362 м.куб. (4,1 миллиона баррелей) нефти.
Длина Knock Nevis составляла 458,45 метра, ширина 68,86 м. Осадка в грузу – 24, 61 метра.
История судна
В 1979 году судно было спущено на воду. Построено оно было в Японии на верфи Oppama компании Sumitomo Heavy Industries. Первоначально судно называлось Seawise Giant и строилось для греческого судовладельца, однако компания обанкротилась еще до поставки судна. Вследствие чего судоверфь продала судно компании OOCL, которая в свою очередь отправила судно на доработку - были добавлены дополнительные секции корпуса, благодаря чему дедвейт был увеличен с первоначальных 480 тысяч тонн до 564 763 тонн. В 1981-м году судно введено в эксплуатацию под названием Seawise Giant и работало на маршрутах между Ближним Востоком и США.
Самый большой танкер в мире
Во время ирано-иракской войны в 1986-м году судно пострадало от ракет Exocet и затонуло на мелководье вблизи иранского острова Kharg Island. Тогда была объявлена полная конструктивная гибель судна. В 1988-м, спустя несколько месяцев после окончания войны норвежская компания KS-Company приобрел полузатопленное судно, организовал работы по снятию с мели и отбуксировал на ремонт на сингапурскую верфь Keppel Shipyard. В 1989-м судно переименовано в Happy Giant.
Позже компания KS-Company перешла под управление норвежского судовладельца Jorgen Jahre и судно было опять переименовано в Jahre Viking. В 1991-м снова запущено в эксплуатацию. Площадь палубы судна составляет 31451 квадратных метра, осадка в грузу 24,611 м. При полной загрузке судно не могло пройти не только Суэцким и Панамским каналом, но также и Ла-Маншем.
В 2004-м году супертанкер был куплен норвежской компанией First Olsen Tankers и переоборудован в ОАЭ на верфи Dubai Dry Docks в нефтехранилище FSO (Floating Storage and Offloading unit). Судно опять было переименовано. Новое название - Knock Nevis. На протяжении всего последующего времени судно было постоянно пришвартовано на нефтяном поле Qatar Al Shaheen в водах Катара в Персидском заливе.
В декабре 2009-го судно продано и ушло на скрап в Аланг (Индия). В последний рейс оно было переименовано в Mont. В 2010-м судно было утилизировано.
Характеристики судна
- Название: Knock Nevis
- IMO номер: 7381154
- Gross Tonnage: 260,941
- Net Tonnage: 214,793
- Водоизмещение в грузу: 646,642 т
- Водоизмещение в балласте: 81,879 т
- Длина наибольшая: 458.45 м
- Ширина: 68.8 м
- Осадка: 24.611 м
- Пропульсивная установка: Паровая турбина
- Скорость: 16 узлов
- Вместимость: 4,240,865 баррелей
- Дедвейт: 564,763 т
- Тип судна: ULCC (Ultra Large Crude Carrier)
- Предыдущие названия: Seawise Giant; Happy Giant; Jahre Viking
- Последнее название: Mont
Супертанкеры класса TI
На сегодняшний день самыми крупными действующими супертанкерами считаются танкеры класса TI. Всего было построено 4 танкера этого класса для судоходной компании Hellespont Group. Строились суда южно-корейской компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, и были введены в эксплуатацию в 2002 - 2003-х годах. Первоначально танкеры назывались Hellespont Alhambra, Hellespont Fairfax, Hellespont Metropolis и Hellespont Tara.
В 2004 году бельгийский судовладелец Euronav NV со своими партнерами приобрели все четыре судна. В связи с чем они были переименованы в TI Oceania, TI Europe, TI Asia и TI Africa.
Технические характеристики судов:
- Тип: Ultra Large Crude Carrier
- Дедвейт: 441,893 т
- Водоизмещение: 67591 т (порожнем), 509484 т (в грузу)
- Длина: 380 м
- Ширина: 68 м
- Осадка: 24.5 м
- Грузовместимость: 3,166,353 баррелей (503,409,900 L)
- Главный двигатель: HSD-Sulzer 9RTA84T-D
- Мощность ГД: 50,220 BHP
- Эксплуатационная скорость: 16.5 уз (17,5 уз. в балласте)
В 2009 и 2010 годах TI Asia и TI Africa были переоборудованы в суда типа FSO (Floating storage and offloading) – суда для хранения и отгрузки нефти. В 2017-м (TI Europe) и в 2019-м (TI Oceania) также были переоборудованы в FSO.