Замена втулки цилиндра

В комплект поставки современного двигателя входят подъемное оборудование, монтажные приспособления, механизированный инструмент, специальные ключи и т.п., с подробными инструкциями по их применению при техническом обслуживании и ремонте двигателя. Ниже описывается, как можно заменить цилиндровую втулку без применения этих специальных средств.

Прежде всего необходимо демонтировать старую втулку. Охлаждающая вода сливается из системы, и снимаются крышка цилиндра и рубашка охлаждения, вместе с клапанами, деталями клапанного привода и всеми соединениями. Затем необходимо извлечь поршень со штоком, как описано ниже, и снять лубрикаторы цилиндра. Все демонтированные детали и узлы аккуратно складируются, сами детали и их посадочные места маркируются.

Верхняя траверза съемника (2) устанавливается так, чтобы она перекрывала втулку, опираясь концами на выступающую часть блок-цилиндра или на специальные распорки. Верхняя траверза соединяется длинными болтами (4) с нижней траверзой съемника (3), упирающейся в нижний торец втулки. Затягивая гайки съемника, или при помощи гидравлического домкрата необходимо «стронуть» втулку с ее посадочных мест. При помощи длинных болтов втулка зажимается между верхней и нижней траверзами, после чего можно безопасно поднимать ее с помощью машинного крана или талей.



Затем производят очистку и ревизию зарубашечного пространства и посадочных мест, внимательно следя, чтобы вода или грязь не попали в картер.

Перед установкой новой втулки рекомендуется, после ее очистки и тщательного осмотра, выполнить замеры ее внутренних диаметров по описанной выше методике. При установке новой втулки используется то же приспособление, что и для выпрессовки. Верхняя траверза (в перевернутом положении) и нижняя траверза (5) крепятся к новой втулке, и производится первая посадка ее без прокладок, для контроля зазоров в стыках. При необходимости производится подгонка (зачистка или шабрение) посадочных отверстий.


Резиновые прокладки уплотнения прокладываются в канавках втулки и смазываются консистентной смазкой; наносится уплотняющий состав на посадочные места фланцевой части. Подготовленная таким образом втулка осторожно вставляется в цилиндр. Окончательная посадка и затяжка цилиндровой сборки осуществляется болтами крышки до тех пор, пока втулка не сядет плотно на посадочные поверхности верхнего фланца. В процессе установки необходимо следить за совпадением маркировочных рисок втулки, водяной рубашки и блока, чтобы обеспечить совпадение смазочных отверстий с лубрикаторами, каналов охлаждения втулки, рубашки и крышки и т.п. В разных втулках может не совпадать также положение окон по окружности втулки. По окончании сборки и затяжки крышки цилиндра необходимо провести гидравлические испытания на плотность системы охлаждения, смазочных точек и уплотнений.

После окончательной сборки новой втулки, перед монтажом поршня, необходимо вновь провести замеры внутренних диаметров цилиндра и сравнить их с результатами замеров на свободной втулке, для выявления возможных деформаций или перекосов. Результаты измерений записываются в журнал в качестве исходных для последующих замеров и определения износа. Затем присоединяются и испытываются в действии лубрикаторы цилиндра.

При установке новой втулки обязательна замена поршневых колец, с последующей их приработкой, как указано выше.

Если втулка имеет резьбовые отверстия во фланцевой части для шпилек крепления крышки, верхняя траверза съемника может быть установлена непосредственно на них, без использования нижней траверзы.