Транспортные характеристики грузов - Ц

 


ЦЕДРА

Высушенная и измельченная корка плодов (обычно цитрусовых), применяется как пряность, также при производстве напитков и в кондитерской промышленности. Тара: ящики (картон), обычно выстланы изнутри целлофаном, пергаментом или иным подобным материалом. См. СУШЕНЫЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ. УПО - 2, 1-2,5 м3/т.


ЦЕЗИЙ

Белый, тягучий, очень мягкий металл (похож на воск) с золотисто-желтым оттенком. Температура плавления 28,5°С. Химически исключительно активен. Бурно реагирует с водой, влагой или кислотами, выделяя водород, который может воспламениться от теплоты реакции. Высоко реакционноспособный, иногда реагирует с эффектом взрыва. ОПАСНЫЙ ГРУЗ. Класс 4.3. СМ. ВЕЩЕСТВА, ОПАСНЫЕ ПРИ УВЛАЖНЕНИИ.


ЦЕЛЛОФАН

Прозрачная, тонкая пленка из вискозы, в основном применяется как упаковочный материал. Предъявляется к перевозке в рулонах, упакованных в ящики (картон, фанера). Нейтральный груз. УПО - 1,1-1,6 м3/т.


ЦЕЛЛУЛОИД

Пластмасса на основе пластифицированного нитрата целлюлозы, перевозится в виде блоков, прутков, рулонов, листов и пр. ОПАСНЫЙ ГРУЗ, класс 4.1. См. ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА. Обладает очень опасными свойствами: легко воспламеняется, при попадании в огонь выделяет токсичные пары, в закрытых грузовых помещениях эти лары могут образовывать с воздухом взрывчатую смесь. Широко применялся для остекления приборов, изготовления планшетов, линеек, клавиатур и пр., но из-за своих опасных свойств в настоящее время повсеместно заменяется другими (безопасными) пластмассами.


ЦЕЛЛЮЛОЗА

ЦЕЛЛЮЛОЗА (клетчатка) - полисахарид, образованный остатками глюкозы; главная составляющая клеточных стенок растений, обуславливающая механическую прочность и эластичность растительных тканей. В коробочках хлопчатника, например, содержится до 98% целлюлозы, в лубяных волокнах - 60-80%, в ствольной древесине - 40-55%. Продукт тепловой, химической и механической обработки растительных волокон, древесины, соломы и др.

Используется для изготовления бумаги, картона, ВВ, искусственных волокон, целлофана, пленок, лаков и ряда других товаров. Абсолютная влажность: вискозной целлюлозы - 8%, беленой и небеленой целлюлозы - 20%; максимально допустимая влажность - 25%. Предъявляется к перевозке в кипах, обернутых небеленой целлюлозой или картоном не менее, чем в 2 слоя и стянутых стальными лентами или специальной стальной проволокой. Узлы скручивания проволоки не должны повреждать продукцию. Размеры кип: длина - 800 мм, ширина - 600 мм, высота - 375, 445,480 и 485 мм; масса - 150, 180 и 200 кг.

УПО - 1,5-2,2 м3/т (для сухой целлюлозы); УПО - 1,4-1,6 м3/т (для сырой целлюлозы).
Часто предъявляется к морской перевозке в пакетах размерами: длина-1210 мм, ширина-1610 мм, высота 1600-2040 мм; массой - 1600-1900 кг. При импортных перевозках и перевозках МИП размеры пакетов могут быть иными. В зависимости от степени подсушки после формирования кип целлюлоза содержит большее или меньшее количество влаги, которую легко отдает. Иногда содержание воды в кипах настолько велико, что она не только испаряется, но и вытекает, особенно при сдавливании нижележащих грузовых мест. Учитывая это свойство, следует перед погрузкой обращать серьезное внимание на чистоту (незасоренность) льяльных колодцев, надежность работы осушительной системы и не допускать совместной перевозки с грузами, которые могут быть испорчены при увлажнении (или подмочке). По этой же причине опасность увлажнения груза во время грузовых работ (при незначительных осадках и пр.) и перевозки маловероятна. Остальные свойства и транспортные особенности см. БУМАЖНАЯ ПРОДУКЦИЯ (хотя и выражены менее рельефно).


ЦЕЛЛЮЛОЗА ацетатная

ЦЕЛЛЮЛОЗА ацетатная (ацетат целлюлозы, ацетилцеллюлоза) - вещество белого цвета. Продукт взаимодействия целлюлозы с уксусным ангидридом, хлористым ацетилом или кетеном. Термопластичен, не горюч. При меняется в производстве ацетатного волокна, пластмасс и пр. Тара: ящики (картон, фанера) или мешки (бумага). В остальном см. ЦЕЛЛЮЛОЗА.
УПО - 2,2-2,5 мЗ/т - ящики; УПО - 3,4-4,0 мЗ/т - мешки.


ЦЕМЕНТ

ЦЕМЕНТ - собирательное название большой группы искусственных, неорганических, порошкообразных (преимущественно гидравлических) вяжущих веществ, способных при смешивании с водой, водными растворами солей или другими жидкостями, образовывать пластичную массу, которая со временем затвердевает и превращается в прочное камневидное тело.

Цемент - один из главнейших строительных материалов, предназначенных для изготовления бетонов и строительных растворов, скрепления отдельных элементов сооружений (кирпич, камни и пр.), гидроизоляции в одно целое. Представляет собой тончайший порошок серого цвета, получаемый в результате помола клинкера. Номенклатура цементов очень обширна, к ним предъявляются различные требования (в зависимости от назначения): сроки схватывания, тонкость помола, прочность на сжатие, пластичность или жесткость раствора, теплопроводность, водонепроницаемость и пр. Имеет марки (предельные нагрузки, которые должен выдержать полностью застывший бетон, в кг/см2), характеризующие его качество.

Наиболее распространены и чаще других предъявляются к морской перевозке портландцементы. Цемент является ярко выраженным влагорежимным грузом, который следует оберегать от увлажнения; под действием воды теряет свои вяжущие свойства, превращается из порошка в монолит и не может быть использован по назначению. Сильно пылящий груз; несмотря на все принимаемые меры, мельчайшая цементная пыль покрывает все вокруг на расстоянии до 100-150 м от места проведения грузовых работ.

Цемент (как и пыль) характеризуется абразивными свойствами; попадая на трущиеся детали перегрузочных и других механизмов, она способствует ускорению их износа. Груз вентиляции не требует. Цемент предъявляется к морской перевозке либо насыпью (обычно на специализированных судах-цементовозах), либо в бумажных, шестислойных мешках, стандартной массой 50 кг, иногда - в тканевых мешках или бочках; Важное значение имеет температура цемента в момент затаривания (заполнения) мешков, которая не должна превышать 40°С. В исключительных случаях, если температура цемента составляет 41-65°С, он может быть предъявлен к морской перевозке только после выдерживания на складе отправителя до полного остывания (продолжительность остывания может составлять до 12 суток). Цемент с температурой на момент затаривания свыше 65°С к морской перевозке не допускается, так как мешки от воздействия высокой температуры теряют эластичность и легко рвутся при грузовых операциях и под действием давления вышележащих слоев.

Температура цемента при заполнении мешков и дата затаривания должны указываться заводом-изготовителем в сопроводительном документе на груз (сертификат качества или информация о грузе). Иногда предъявляется к морской перевозке навалом, обычно на специализированных судах-цементовозах. Включен в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г. Капитанам судов, не приспособленных специально для перевозки цемента, следует перед погрузкой проконсультироваться с местными властями.

Перед погрузкой необходимо обеспечить тщательную зачистку трюмов и герметичность закрытия льял. Цемент способен давать усадку до 12%. Учитывая присущее цементу до его усадки свойство текучести, необходимо обращать внимание на недопущения крена судна в процессе погрузки, также принимать все меры к тому, чтобы до отхода судна груз мог осесть и стать устойчивым.
УПО - 0,5-0,7 м3/т.

ЦЕМЕНТ, импорт тара: бочки (дерево), УПО - 0,9-1,2 м3/т; тканевые мешки, УПО - 0,8-0,9 м3/т; мешки (бумага), УПО - 0,85-0,9 м3/т.

ЦЕМЕНТ, Россия тара: мешки (бумага), УПО - 0,65-0,90 м3/т.


ЦИНК И СПЛАВЫ ЦИНКА

ЦИНК И СПЛАВЫ ЦИНКА - серебристо-белый металл. На воздухе покрывается защитной пленкой оксида. Нейтральный груз. Может быть предъявлен к перевозке в слитках или чушках (в том числе и в пакетах), блоках, УПО - 0,2-0,3 м3/т., иногда - в виде порошка в барабанах, УПО - 0,5-0,8 м3/т. Применяют в аккумуляторах, для цинкования, получения многих сплавов и пр.


ЦИНОВКИ

ЦИНОВКИ - плотно переплетенные изделия из лыка, соломы, камыша, травы и пр. Предъявляются к перевозке в рулонах или тюках. Опасными свойствами не обладают, но они могут проявиться при контакте с маслами или жирами. В остальном см. ВОЛОКНИСТЫЕ НАТУРАЛЬНЫЕ ГРУЗЫ.
УПО - 3,5-5 м3/т.


ЦИТРУСОВЫЕ

ЦИТРУСОВЫЕ (апельсины, грейпфруты, лимоны, мандарины, цитроны, пампельмусы) - содержание воды находится в пределах 83-89%, пищевая ценность заключается в высоком содержании витамина С. Потери витаминов (при правильном хранении) у цитрусовых меньше, чем у других фруктов, благодаря высокому содержанию фруктовых кислот.

Кожура плодов содержит многочисленные железы, выделяющие легко улетучивающиеся эфирные масла с характерным запахом. В зависимости от вида и сорта плоды цитрусовых достигают вкусовой зрелости через 8-10 месяцев после цветения, поэтому время сбора оказывает решающее значение на их потребительские свойства. Степень зрелости плодов определяют по указателю зрелости (в лабораторных условиях - по процентному отношению сахара и кислот); во время погрузки - по срезу, состоянию и окраске кожуры или с помощью специальной печати (при нажатии которой пульпа не должна сжиматься).

Подготовка цитрусовых к морской перевозки включает выполнение следующих мероприятий: выдержка зеленых плодов или плодов с неудовлетворительной окраской в специальных помещениях при температуре 30°С, относительной влажности воздуха 90-92% и наличии этилена (этена) для достижения товарной окраски; удаление насекомых, загрязнений и пр. с помощью моечного оборудования; обработка плодов (не всегда), остающихся с неудовлетворительной окраской, в специальной окрасочной ванне; нанесение воскового слоя для предупреждения загнивания и подавления процессов дыхания, иногда в воск добавляют дефенил, обладающий антисептическими свойствами (кожура плодов в этом случае теряет аромат, пульпа и сок остаются без изменений); сортировка (калибровка) плодов по величине, окраске и внешнему виду; счет, взвешивание и упаковка: вместимость ящиков (картон) колеблется от 30 до 40 кг, каждый ящик маркируется (ставят число плодов, сорт, место производства или произрастания); предрейсовое хранение при оптимальной для каждого вида цитрусовых температуре и относительной влажности 85-90%, если перевозка предполагается на рефрижераторном судне (если перевозка предполагается без охлаждения - плоды предварительно не охлаждают: предварительно охлажденные плоды хуже переносят такую транспортировку).

Во время погрузки цитрусовых на рефрижераторное судно необходимо постоянно замерять температуру пульпы плодов, которая не должна опускаться ниже 4°С, во избежание заболевания плодов от переохлаждения. Плоды, у которых замерялась температура пульпы, должны быть удалены из ящиков. Цитрусовые восприимчивы к механическим повреждениям; плоды, получившие повреждения, уже в течение нескольких суток становятся мягкими, при этом возникают изменения в кожуре и пульпе, мякоть теряет кислосладкий вкус и приобретает неприятный горький привкус. На помятых плодах образуется так называемая гусиная кожа. Влажные плоды легко загнивают и плесневеют.

При оптимальных режимах здоровые, вовремя собранные плоды могут храниться без заметного ухудшения качества довольно длительное время: от 2-3 недель (мандарины) до 15-18 недель (грейпфруты). На практике часто приходится выбирать среднюю температуру перевозки (между температурой, наиболее активно препятствующей созреванию, и температурой, исключающей заболевание плодов от переохлаждения), во всех случаях следует руководствоваться письменным указанием грузоотправителя. Не рекомендуется совместное хранение и перевозка цитрусовых с другими видами фруктов, поскольку продукты дыхания их (этилен, этановая кислота, этанал и пр.) вызывают преждевременное созревание последних. См. ПЛОДООВОЩИ (свежие).