Транспортные характеристики грузов - С

 


САМАН

САМАН - высушенный на воздухе, но не обожженный кирпич из глины (иногда с песком) с примесью резаной соломы или других волокнистых материалов. Применяется как строительный материал. Подвержен механическим повреждениям. Предъявляется к перевозке обычно в пакетированном виде. Нейтральный груз. УПО - 1,2-1,7 м3/т.


САХАР-СЫРЕЦ

САХАР-СЫРЕЦ - пищевой продукт сладкого вкуса, обычно тростникового происхождения. Полидисперсное кристаллическое вещество с частицами 0,2-1,5 мм, покрытыми тонкой пленкой межкристального раствора (маточного сиропа), содержащее 94­99% сахарозы, в том числе и красящие вещества. Кондиционная влажность сахара-сырца - 0,5-1,0%. Наиболее распространен сахар-сырец светло-коричневого и серого цветов (существуют и другие опенки). Тростниковый сахар-сырец имеет фруктовый запах (грушевой эссенции). Идет на переработку на сахарные заводы: из него получают пищевой сахарный лесок и сахар-рафинад. Основными показателями, определяющими качество сахара-сырца, являются температура, влажность, содержание сахарозы, редуцирующих веществ, цветность, рН. Сахар-сырец обладает гигроскопичностью. В среде с высокой относительной влажностью пленка межкристального раствора поглощает влагу и разжижается. При низкой относительной влажности воздуха пленка теряет влагу и становится перенасыщенным раствором, в результате чего образуются новые мелкие кристаллы, соединяющиеся в конгломераты. При этом происходит затвердевание массы сахара. Сахар-сырец подвержен порче в результате гидролитического разложения сахарозы и жизнедеятельности микроорганизмов. Видимым показателем ухудшения качества сахара-сырца является нарастание его цветности, вследствие образования интенсивно окрашенных соединений - продуктов разложения сахарозы.

Угол естественного откоса тростникового сахара-сырца - более 38 град. Сахар-сырец способен к усадке, уменьшая объем до 5%. Сахар-сырец в определенных условиях при повышенном влагосодержании склонен к брожению, с поглощением кислорода и выделением углекислого газа. Как правило, предъявляется к морской перевозке навалом.

Включен в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г. Общие свойства и транспортные особенности. Все виды перевозимого сахара обладают рядом общих свойств, которые должны учитываться при транспортировке. Основные из них следующие: гигроскопичность - способность к поглощению водяных паров (сорбция) из окружающего воздуха, уровень гигроскопичности у различных видов сахара неодинаков и убывает от максимума к минимуму в следующем порядке: сахар-сырец, сахар-песок, сахар-рафинад; при определенных условиях эти грузы могут отдавать содержащуюся в них влагу (десорбция) в окружающую среду; способность к усадке (за исключением сахара-рафинада, упакованного в жесткую тару) при перевозке насыпью до 5%; способность к слеживанию (кроме некоторых разновидностей сахара-рафинада); подверженность микробиальной порче; способность к поглощению кислорода воздуха и выделению углекислого газа. Помимо общих свойств, этим грузам присущи индивидуальные особенности: сахар-рафинад прессованный и литой отличается хрупкостью и под воздействием статических и динамических нагрузок крошится и измельчается, ухудшая свой товарный вид; сахар-сырец способен самосогреваться, при этом происходит ухудшение качества груза. Предъявляются к морской перевозке: насыпью (сахар-сырец), в тканевых или синтетических мешках, в последние годы обычно с полиэтиленовым вкладышем (сахар-песок, иногда сахар-сырец); в фанерных ящиках, предварительно фасованный в бумажные пакеты или коробки (сахар-рафинад, кусковой сахар, сахарная пудра, сахар-песок). УПО зависит от содержимого, тары и составляет (м3/т):
- сахар-песок в мешках - 1,2-1,3
- сахар-песок насыпью - 1,1-1,25
- сахар-сырец в мешках - 1,4-1,45
- сахар-сырец насыпью - 1,25-1,3
- сахар кусковой в фанерных ящиках - 1,5-1,7
- сахар-рафинад в фанерных ящиках - 1,8-1,9

Сахар относится к грузам, подлежащим фитосанитарному (карантинному) контролю. Транспортные особенности сахара в фанерных ящиках см. КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.


САХАР-ПЕСОК

САХАР-ПЕСОК - белое кристаллическое вещество с частицами от 0,2 до 2,5 мм, состоящее на 99,5-99,8% из сахарозы (в пересчете на сухое вещество). Сахарный песок, изготовленный из свеклы, практически не отличается от тростникового. Кондиционная влажность сахарного песка 0,15%. Сахароза не образует кристаллогидратов, поэтому влага в сахаре-песке находится только на поверхности кристаллов. Значительное влияние на гигроскопичность сахара-песка оказывает его зольность. При относительной влажности воздуха менее 70% сахар-песок незначительно сорбирует влагу из воздуха. При относительной влажности воздуха более 80% поглощение влаги сахаром-песком приводит к потере его кристаллической структуры и изменению состояния от теоретически безводного до растворенного. Избыточная влага прилипает к поверхности кристаллов сахара, растворяя их, и образует сиропную пленку, под влиянием которой происходит сближение кристаллов между собой. Сахар-песок становится менее подвижен, при затвердевании пленки образуются комки сахара-песка.

Повышенная влажность воздуха, помимо увлажнения, приводит к накоплению в сахаре-песке редуцирующих веществ, изменению цветности, развитию микрофлоры. Интенсивность этих процессов растет с повышением температуры, причем при повышенной температуре и влажности процесс микробиальной порчи носит циклический характер, в результате чего сахар-песок теряет сыпучесть и блеск.


СВИНЕЦ

СВИНEЦ - синевато-серый металл; тяжелый, мягкий, ковкий. На воздухе покрывается оксидной пленкой, химически стоек. Может быть предъявлен к перевозке в чушках (в том числе в пакетах), листах или в виде пластин (пакеты), порошок в мешках или ящиках, трубы на барабанах, в бухтах, в ящиках. Может быть предъявлен и в виде сплавов. Нейтральный груз. УПО - 0,25-0,40 м3/т.


СЕЛИТРА АММИАЧНАЯ

СЕЛИТРА АММИАЧНАЯ (для с/х работ) - гранулированное удобрение, относящееся к группе аммиачно-нитратных удобрений типа А. Содержит 33-35% азота в аммиачной и нитратной формах. Гранулы размером до 4 мм. По транспортной классификации согласно ГОСТ 19433, МОПОГ и МК МПОГ относится к ОПАСНЫМ ГРУЗАМ. Класс 5.1. СМ. ОКИСЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА. Является окислителем и пожароопасна. При температуре 21С и взаимодействии с серой, серным колчеданом, кислотами, суперфосфатом, хлорной известью, порошкообразными металлами (особенно с цинком) разлагается с выделением токсичных окислов азота и кислорода. Выделяющийся кислород может вызвать загорание горючих материалов и, как следствие, пожар. В случае загрязнения аммиачной селитры органическими материалами (ткани, крахмал, опилки, ветошь, бумага, уголь и пр.), жидким топливом или при сильном пожаре разложение аммиачной селитры может перейти во взрыв. Опасность взрыва также может возникнуть в результате детонации в непосредственной близости от погруженного вещества.

По степени воздействия на организм имеет 4 класс опасности (ГОСТ 12.1.007). Груз - слабопылящий, допустимая концентрация пыли в воздухе рабочей зоны 10 мг/м3. При увлажнении - коррозионноактивна. См. АММИАЧНО-НИТРАТНЫЕ УДОБРЕНИЯ и УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ (твердые). По согласованию с перевозчиком может быть предъявлена к перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ВС ИМО, 1994 г.


СЕМЕНА

СЕМЕНА. Используются, в основном, для производства растительных масел, в медицине, а также как посадочный материал; группа включает в себя обширный перечень семян злаковых, бобовых, семян различных трав и пр. Свойства, в общем идентичны, изложенным см. ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ. Имеют специфический (иногда сильный) запах, восприимчивы к посторонним запахам. Боятся увлажнения (при этом может произойти плесневение или преждевременное прорастание) и чрезмерной сушки (могут потерять способность к прорастанию). Оптимальный режим хранения: температура - 3-7°C, относительная влажность около 75%, т. е. режим, при котором тормозятся процессы жизнедеятельности. Кондиционное содержание влаги колеблется в зависимости от наименования культуры в довольно широком диапазоне (от 7 до 13%). Как правило, к морской перевозке предъявляются семена сухие и средней влажности. При повышенной влажности склонны к самосогреванию, в результате ухудшается качество груза. Обычно предъявляются к перевозке в тканевых мешках, УПО колеблется в довольно широком диапазоне в зависимости от наименования продукта. В подавляющем большинстве - маслянистые грузы, несовместимы с самосогревающимися грузами. Требуют интенсивного вентилирования. Подлежат карантинному контролю; в отечественных портах, кроме того, ГХИ (государственной хлебной инспекции).

При предъявлении к перевозке насыпью см. ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ.

СЕМЯ ПОДСОЛНЕЧНИКА - обычно предъявляется к перевозке нелущенное, используется для получения масла, тара: тканевые мешки. См. СЕМЕНА. Может быть предъявлено к перевозке насыпью.

УПО - 2,2-2,5 м3/т - мешки.


СЕРА

СЕРА (комовая, крупнозернистый порошок, тонко измельченный порошок, мелкозернистая) - желтые порошок. Устойчива на воздухе, негигроскопична и не растворяется в воде. Пылящий груз. При повышении температуры легко плавится, температура плавления - 119°C. Может легко воспламеняться от искры, удара, трения. При горении (попадании в огонь) выделяется раздражающий и удушливый сернистый газ. Коррозионна для стали, особенно в присутствии влаги.

При контакте с углеродом склонна к самовозгоранию, а при соединении с кислородом образует взрывчатyю смесь. По этим причинам серу не размещают совместно с грузами, в составе которых значительная доля кислорода и/или углерода. Особенно опасна серная пыль: образует взрывчатую смесь с воздухом, которая может воспламениться даже от статического электричества. ОПАСНЫЙ груз. Класс 4.1. См. ЛЕГКО­ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА. Тара: мешки (бумага, синтетика), бочки (металл). Используется для получения серной кислоты, сульфитов, синтеза красителей и др.

Грузовые помещения перед погрузкой (или в процессе ее для смывания поверхностей от пыли), если есть необходимость, рекомендуется мыть пресной водой: если для мойки используется морская вода, соль, остающаяся на внутренних поверхностях, соединяясь с серой, активизирует процесс коррозии металла. По согласованию с перевозчиком сера (исключая мелкозернистую) может быть предъявлена к морской перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ВС ИМО, 1994 г. УПО - 1,4-2,0 мЗ/т - мешки.


СИГАРЕТЫ

СИГАРЕТЫ. Тара: пачки, уложенные в блоки, упакованные в ящики (картон). См. ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. УПО - 3,6-4,0 мЗ/т.


СИГАРЫ

СИГАРЫ - плотно свернутые в трубочку табачные листья специальных сортов, тара: ящики (картон, фанера), обычно предварительно расфасованные в потребительскую упаковку (пачки, коробки и пр.). См. ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. УПО - 4,5-5,3 мЗ/т.


СИЗАЛЬ

СИЗАЛЬ (сисаль, мексиканская трава) - грубое волокно, вырабатываемое из листьев многолетнего растения - агавы, используется для изготовления канатов, сетей, щеток и др. Предъявляется к перевозке в прессованных кипах массой 150-250 кг. См. ВОЛОКНИСТЫЕ НАТУРАЛЬНЫЕ ГРУЗЫ. УПО - 2,3-3,5 мЗ/т. Бразильская сизаль - УПО - 3,5-4,5 мЗ/т.


СИЛИКОМАРГАНЕЦ

СИЛИКОМАРГАНЕЦ гранулометрический состав: от мелких частиц до кусков диаметром 30 см. Используется в качестве добавки в процессе производства стали. При взаимодействии с водой, щелочами или кислотами проявляет ОПАСНЫЕ свойства: может выделять водород, а также высокотоксичные газы (фосфин и арсин); поэтому не следует допускать увлажнения груза и/или контакта с упомянутыми жидкостями. Тара: мешки (ткань, бумага или синтетика) либо бочки или барабаны (металл). Груз относится к опасным при перевозке навалом. По согласованию с перевозчиком может быть предъявлен к перевозке навалом, см. НАВАЛОЧНЫЕ грузы. Угол естественного откоса около 45 град. До начала погрузки грузоотправитель должен представить сертификат о том, что после изготовления груз находился под укрытием и в то же время на открытом воздухе не менее 3-х дней до его погрузки, причем крупность частиц его осталась неизменной. Грузить следует только в сухую погоду. Включен в список грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ВС ИМО, 1994 г.
УПО - 0,25-0,45 м3/т - мешки.


СКОБЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

СКОБЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. Тара: ящики (дерево). См. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ. УПО-О,7-1,2 м3/т.


СМОЛЫ ПРИРОДНЫЕ

СМОЛЫ ПРИРОДНЫЕ (копайский бальзам, шеллак, канифоль и др.) - смолы, вырабатываемые некоторыми растениями, сложные по химическому составу, вещества; обычно затвердевают на воздухе, растворимы в органических растворителях, нерастворимы в воде. Могут иметь специфический запах. Используются в медицине, а также в производстве лаков, политур, клеев и пр. Имеют различную температуру плавления (некоторые низкую), которую должен указать грузовладелец в сопроводительных документах.

Тара: ящики (картон, дерево). Как правило, нейтральные грузы. Вентиляции не требуют, однако она должна быть использована для предотвращения подмочки тары конденсатом при пересечении судном различных климатических зон. Также могут быть предъявлены к перевозке в бочках, барабанах (металл). Часто предъявляются к перевозкам растворы смол, которые в зависимости от примененного растворителя могут относиться к ОПАСНЫМ ГРУЗАМ, как правило, класс 3. Некоторые ценные смолы (шеллак и пр.) пере возятся и рефрижераторным тоннажем.

УПО - 1,7-2,4 м3/т.


СМОЛЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ

СМОЛЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ - синтетические полимеры небольшой молекулярной массы (олигомеры), неплавкие и нерастворимые вещества, в последние годы все больше заменяют природные смолы, особенно в производства пластмасс, клеев, герметиков, отделки тканей и пр. Тара: ящики (картон, реже дерево) или бочки, барабаны (металл). Нейтральный груз, вентиляции не требует. Если жидкости, см. ЖИДКИЕ ГРУЗЫ в таре.
УПО - 1,8-2,1 м3/т.


СОДА

СОДА - техническое название карбонатов натрия, бесцветные или беловатые кристаллы (порошок), гигроскопичны. Растворима в воде, водные растворы имеют щелочную реакцию. Применяется в стекольной, мыловаренной, текстильной, целлюлозно-бумажной промышленностях, а также при изготовлении стиральных порошков и пр. Влажность может колебаться в зависимости от назначения в довольно широком диапазоне (от 0 до 20%). Абразивными свойствами не обладает.

Тара: мешки (бумага, ткань или синтетика). Особенности перевозки идентичны см. ЦЕМЕНТ по согласованию с перевозчиком может быть предъявлена к перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.

УПО - 1,3-1,8 м3/т - мешки.


СОЛЬ

СОЛЬ поваренная (пищевая) - кристаллическое вещество, от мелких зерен до комков 12 мм, продукт минерального происхождения, состоящий из хлористого натрия с небольшими макро ­ и микропримесями растворимых в воде хлоридных, сульфатных и карбонатных солей кальция, магния, натрия и калия. В зависимости от способов обработки бывает мелкокристаллическая, выварочная и молотая. Соль должна удовлетворять следующим требованиям: цвет - белый, сероватый, желтоватый; запах - отсутствует; 5%­ный раствор соли в воде не должен иметь посторонних привкусов; в соли не должно быть посторонних механических примесей.

Гигроскопический груз, может поглощать водяные пары из окружающего воздуха (при повышенной относительной влажности воздуха) или отдавать содержащуюся в нем влагу в окружающую среду. Оптимальная относительная влажность при перевозке около 70%. Нормальное содержание влаги - до 3%, максимальное - до 5%. Увлажнение поваренной соли приводит к появлению на кристаллах пленки концентрированного раствора. При высыхании наблюдается поверхностная перекристаллизация, в результате которой отдельные мелкие кристаллы срастаются и образуют комки. Соль теряет сыпучесть. Вообще, на соль губительно сказываются перепады температуры и относительной влажности трюмного воздуха. Перепады температуры и влажности воздуха могут привести не только к увлажнению и слеживанию, но и к диффузии образующегося солевого раствора на поверхности влагопроницаемых упаковок с нарушением их товарного вида (солевой налет), увлажнению и потере прочности тары и как следствие - к рассыпанию соли.

При перевозках насыпью, в длительных рейсах, в результате пере­падов температуры и влажности воздуха, соль, особенно мелкая и влажная, может слеживаться настолько прочно, что это вызывает необходимость при ее разгрузке кирковать, дробить отбойными молотками, а в отдельных случаях даже подрывать небольшими зарядами аммонала. В поваренной соли отсутствуют компоненты, являющиеся питательной средой для микроорганизмов, поэтому микробиологическая порча несвойственна соли даже при увлажнении.

Поваренная соль способна к усадке (при перевозке насыпью до 5%) и к слеживанию. Соль не требует вентиляции. Предпочтительный режим перевозки - герметизация грузовых помещений. Соль сильно активизирует коррозионные процессы, что следует учитывать при размещении ее в трюмах (контакт с металлом), поэтому после выгрузки рекомендуется тщательно промыть трюмы пресной водой и прочистить льяла. Соль не является объектом фитосанитарного контроля. Соль предъявляется к морской перевозке: - в тканевых или синтетических мешках (с пл/этиленовым вкладышем), в ящиках (дерево, фанера), предварительно расфасованная в пачки (плотная бумага, пл/этиленовая пленка), в бочках (дерево). По согласованию с перевозчиком часто предъявляется к морской перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.

УПО - 1,1-1,2 м3/т- мешки; УПО - 1,2-1,3 м3/т - ящики;

УПО - 1,3-1,4 м3/т - бочки (в последние годы редко); УПО - 1,05-1, I м3/т - навалом.


СОЯ

СОЯ - зерна (бобы) однолетних трав семейства бобовых, очень питательные, используется в пищу, для производства масла и для получения искусственных и синтетических продуктов, а также в медицине. Тара: тканевые мешки. См. БОБОВЫЕ ГРУЗЫ.
УПО- 1,4-1,7 м3/т.


СПИРТ(Ы)

СПИРТ(Ы) (этиловый, гидролизный, бутиловый, изобутиловый, метиловый и др.) - органические соединения, содержащие гидроксильную группу у насыщенного атома углерода. Получают окислением углеводородов, гидратацией олефинов, брожением пищевых продуктов, гидролизом растительных материалов и другими способами. Сырье в производстве красителей, синтетических смол, моющих и лекарственных веществ, растворители. Обладают многими свойствами (огнеопасность, взрывоопасность и пр.), присущими нефтепродуктам (см. НЕФТЕПРОДУКТЫ в таре).

Наличие значительной доли легких фракций предопределяет их высокую проницаемость и интенсивную испаряемость (летучесть). Легко обводняются, что приводит к снижению их сортности. Бутиловый и изобутиловый спирты отличаются резким неприятным запахом. Многие спирты и их пары характеризуются наркотическими и токсическими свойствами, хотя и различной степени: например, предельно допустимая концентрация в воздухе (при работе людей без защитных средств) паров этилового спирта - 1 мг/л, метилового - 0,5 мг/л, бутилового - 0,2 мг/л. Пары могут образовывать пожаро- и взрывоопасные смеси с воздухом. ОПАСНЫЙ ГРУЗ. См. ЛВЖ. Класс 3.1, или 3.2, или 3.3 в зависимости от температуры вспышки могут иметь дополнительный класс опасности 6.1.

Тара: обычно бочки (металл), или контейнер - цистерны. Могут быть предъявлены к перевозке в бутылках (стекло), упакованных в ящики (картон), свойства идентичны см. НАПИТКИ. Часто перевозится наливом на танкерах. Включен в список грузов, перечисленных в главе 18 Кодекса IBC ИМО, 1994 г., если иное не указано в грузе конкретного наименования.

УПО -1,8-2,2 мЗ/т- бочки.


СТАЛЬ

СТАЛЬ - заготовки или изделия из стали разнообразной формы и сечения. УПО и размеры колеблются в довольно широком диапазоне в зависимости от вида изделия. См. грузы конкретных наименований. Обычно нейтральный тяжелый груз. Грузовые места должны укладываться только на пайол или палубы твиндеков. Погрузка должна производиться в сухую погоду, на грузовых местах не должно быть следов снега, льда и пр.

В некоторых случаях (короткий рейс, низкие температуры во время предстоящего морского перехода и пр.) возможна погрузка при незначительных метеоосадках по письменному требованию грузовладельца. Этот факт должен быть зафиксирован в судовом журнале (как и случаи подачи увлажненных грузовых мест в трюм, со следами льда, снега и пр.).

Целесообразна погрузка поверх этого груза других, легких грузов после соответствующей сепарации. Сталь подвержена коррозии, на что получатель обращает при приемке груза серьезное внимание. Процесс коррозии активизируется при повышении температуры и относительной влажности воздуха, особенно в условиях засоленности окружающего (и трюмного) воздуха при морском переходе. Поэтому не рекомендуется мойка трюмов соленой водой перед погрузкой; при невозможности использовать пресную воду, имеет смысл, по возможности, ограничиться тщательной сухой зачисткой грузовых помещений. Этот факт также следует отразить в судовом журнале.

Рекомендуемый режим перевозки - герметизация трюмов, во избежание активизации процесса коррозии грузовых мест в результате засоленности трюмного воздуха (водяная пыль, брызги и пр.). При резких (более 10°C) суточных изменениях температуры наружного воздуха целесообразно вентилирование грузовых помещений в режиме "рециркуляция" во избежание образования конденсата на грузе (при повышении температуры наружного воздуха) или корпусе судна (при понижении температуры наружного воздуха). В последнем случае иногда бывает необходимо включать вентиляцию в режиме "освежение" (на короткое время 10-15 мин.) с целью снижения содержания влаги в трюмном воздухе, при этом следует принимать во внимание погодные условия и конструктивные особенности трюмной системы вентиляции (место расположения воздухозаборников и пр.). Учитывая высокую теплопроводность груза, правильное вентилирование обычно дает положительный результат. Факт включения вентиляции и режим вентилирования следует фиксировать в судовом журнале. Более подробно вопросы образования конденсата изложены в "Сборнике Правил морской перевозки продовольственных грузов. 6М". Раздел: Рекомендации по вентилированию грузовых помещений сухогрузных судов и предотвращению подмочки груза конденсатом.

Не следует забывать, что в результате коррозии (в условиях герметизации грузовых помещений) может снизиться содержание кислорода в трюмном воздухе.

СТАЛЬ в рулонах

СТАЛЬ в рулонах - стальной лист, предъявляется к морской перевозке в рулонах цилиндрической формы, наиболее часто: внешний диаметр - 120-180 см, высота - 80-170 см, масса - от 1 до 16 тонн и более. Имеют 2-3 металлические упаковочные ленты, скрепленные "в замок". Некоторые рулоны, обычно высококачественной стали, обернуты тонким листовым железом, в основном для предохранения от механических повреждений. Наиболее часто встречающиеся дефекты, на которые получатель обращает внимание при приемке: вмятины (на образующей или торце), задиры, заломы, неравномерная намотка, потеря правильной геометрической формы (частичная размотка, телескопия и пр.), отсутствие требуемого количества упаковочных лент и др. Рулоны могут укладываться на попа или на образующую. См. СТАЛЬ.

УПО - 0,2-0,3 мЗ/т.

СТАЛЬ разная (уголковый профиль, полосовая, прутки и др.) предъявляется к перевозке в связках. Тяжелый, обычно длинномерный, нейтральный груз. См. СТАЛЬ.

УПО - 0,2-0,5 мЗ/т.


СТАЛЬНОЙ лист

СТАЛЬНОЙ лист - прямоугольные листы, предъявляемые к перевозке поштучно: ширина - 50-240 см, длина - 50-600 см и более, толщина - более 4 мм. Масса - до 6 т. Наиболее часто встречающиеся дефекты, на которые обращает внимание получатель: вмятины, задиры, заломы, изгибы и пр., приводящие к потере правильной геометрической формы грузовых мест.

Укладываются в грузовых помещениях как вдоль, так и поперек судна, на пайол (или палубу твиндека); с требуемым числом деревянных прокладок для облегчения выгрузки между отдельными листами или блоками листов (в зависимости от толщины листов). См. СТАЛЬ.

УПО - 0,3-0,5 м3/т.


СТАЛЬНОЙ лист (В пакетах)

СТАЛЬНОЙ лист (В пакетах) - прямоугольные, скрепленные металлической лентой, пакеты (на салазках или без них) из стальных листов толщиной 0,4-3,9 мм. Обычные размеры пакетов: ширина- 50-240 см, длина- 50-600 см, высота- 10-50 см. Масса - до 10 т. Каждое грузовое место должно иметь требуемое число упаковочных лент. В остальном см. СТАЛЬНОЙ лист.
УПО - 0,3-0,5 м3/т.


СТАЛЬНЫЕ блюмы

СТАЛЬНЫЕ блюмы - удлиненный параллелепипед квадратного сечения, обычно от 14х 14 см до 45х45 см. Длина 100-600 см. Масса грузового места до 9 т. В остальном см. СТАЛЬ.
УПО - 0,2-0,3 м3/т.


СТАЛЬНЫЕ заготовки

СТАЛЬНЫЕ заготовки - параллелепипед прямоугольного сечения: обычно шириной 1,5-120 см, высотой 4-60 см, длиной до 280 см, масса грузового места до 17 т или квадратного сечения, обычно от 4х4 см до 25 х25 см, длиной 100-1200 см, масса грузового места до 6 т. Могут быть круглого или многогранного сечения диаметром до 80 см, масса грузового места до 27 тонн. В остальном см. СТАЛЬ.
УПО - 0,2-0,3 м3/т.


СТАЛЬНЫЕ слитки

СТАЛЬНЫЕ слитки -усеченные пирамиды или конус, обычно шириной 25-70 см, длиной 50-200 см. Масса грузового места может достигать 20 тонн. В остальном см. СТАЛЬ.
УПО - 0,2-0,4 м3/т.


СТАЛЬНЫE слябы

СТАЛЬНЫE слябы - плоский параллелепипед, обычно шириной 30-220 см, длиной 120-1100 см, высотой 8-35 см. Масса грузового места - до 25 тонн. В остальном см. СТАЛЬ.
УПО - 0,2-0,5 м3/т.


СТЕКЛО

СТЕКЛО (оконное, витринное, зеркальное и пр.) - твердый, прозрачный, хрупкий материал, получаемый при остывании расплава, содержащего стеклообразующие компоненты. В зависимости от назначения различают стекло оконное, витринное и пр.

Предъявляется к перевозке в высоких, узких ящиках (дерево), изделия в них устанавливаются вертикально, вплотную друг к другу с применением прокладочных упаковочных материалов, позволяющих четко фиксировать место каждого изделия. При укладке следует обращать внимание на то, чтобы каждое грузовое место устанавливалось на абсолютно ровную поверхность.

Не допускается наличие даже малейших зазоров между грузовыми местами. СМ. ИЗДЕЛИЯ СТЕКОЛЬНОЙ И ФАРФОРОВО-ФАЯНСОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

УПО - 0,7-1,6 м3/т в зависимости от назначения.


СТЕКЛО ОРГАНИЧЕСКОЕ

СТЕКЛО ОРГАНИЧЕСКОЕ - прозрачный твердый материал на основе органических полимеров. Отличается сравнительно невысокой плотностью, твердостью, значительно меньшей хрупкостью по сравнению с силикатным стеклом. Применяется в авиа-, авто- и судостроении и др. Нейтральный груз.

Тара: ящики (картон, дерево), изнутри обычно применяется мягкий прокладочный материал (вата, пенопласт и пр.) для предохранения поверхностей изделий от механических повреждений: царапин, потертостей и пр., что отрицательно сказывается на качестве доставленного груза.

УПО - 1,5-1,8 м3/т.


СТЕКЛЯННЫЕ ТОВАРЫ

СТЕКЛЯННЫЕ ТОВАРЫ. Тара: ящики (картон, фанера или дерево), обязательно проложены внутри упаковочными материалами или изделия имеют внутреннюю потребительскую тару (картон, бумага). СМ. ИЗДЕЛИЯ СТЕКОЛЬНОЙ И ФАРФОРОВО-ФАЯНСОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
УПО - 2,3-2,9 м3/т.


СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК

СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК гигроскопический, пыльный груз, хорошо растворим в воде, водные растворы имеют щелочную реакцию. Тара: ящики (картон, фанера), обычно предварительно расфасован в потребительскую упаковку (коробки, пакеты). Транспортные особенности идентичны см. КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.
УПО - 1,8-2,6 м3/т.


СУЛЬФАТ АММОНИЯ

СУЛЬФАТ АММОНИЯ (аммоний сернокислый) - аммиачно-нитратное удобрение, изготавливается в виде кристаллов размером до 2 мм белого или синеватого цвета. Имеет 20-21 % азота в аммиачной форме. Легко впитывает влагу. Влажность до 0,5%. Подвержен естественной убыли массы. Не склонен к самосогреванию и самовозгоранию, при нагревании выше 100C разлагается, превращаясь в кислую соль. Имеет запах аммиака. При увлажнении становится коррозионноактивен. Пылящий, по степени воздействия на организм человека по ГОСТ 12.1.007 относится к малоопасным веществам класса 3.

Не допускается контакт с кислотами, щелочами и окислителями, также грузами, боящимися загрязнения и пылеемкими. См. АММИАЧНО-НИТРАТНЫЕ УДОБРЕНИЯ и УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ (твердые). По согласованию с перевозчиком может быть предъявлен к перевозке навалом. Включен в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.

УПО около 1 м3/т - мешки.


СУПЕРФОСФАТ

СУПЕРФОСФАТ - фосфорное удобрение, состоящее из обработанного серной кислотой фосфата, содержащее 16-20% (простой суперфосфат) или 32-36% (двойной суперфосфат) фосфорной кислоты. Зернистые мелкие частицы и порошок, серовато-белого цвета. Пылящий груз. Гигроскопичен, легко растворим в воде. Не токсичен, пожаро-, взрывобезопасен. Влажность - до 4%.

Тара: мешки (бумага, ткань, синтетика) или мягкие специализированные контейнеры. См. ФОСФОРНЫЕ УДОБРЕНИЯ и УДОБРЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ (твердые). По согласованию с перевозчиком предъявляется к морской перевозке навалом, угол естественного откоса 30-400. Включен в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.

УПО 1,0-1,3 м3/т- мешки.


СУПЕРФОСФАТ тройной

СУПЕРФОСФАТ тройной, гранулированный - вещество в виде мелких сыпучих гранул. Очень пыльное, гигроскопичное вещество, при увлажнении слеживается и твердеет. Содержит повышенное количество фосфорной кислоты и может разлагать мешочную и брезентовую ткань. См. СУПЕРФОСФАТ. По согласованию с грузовладельцем предъявляется к морской перевозке навалом. Включен в список грузов, перечисленных в Приложении С Кодекса ВС ИМО, 1994 г.

УПО - 1,3-1,5 м3/т.


СЫР(Ы)

СЫР(Ы) - пищевой продукт переработки молока. Известно более 700 видов сыров, отличающихся по способам изготовления, жирности и консистенции, однако наиболее распространены и предъявляются к морской перевозке лишь немногие из них. Подвержены воздействию света и воздуха, приводящему к появлению салистого привкуса, что предопределяет необходимость малопроницаемой плотной упаковки (пергамент, целлофан и т. п.) продукта.

Подвержены естественной убыли, которая происходит более интенсивно при низкой относительной влажности воздуха и воздушной системе охлаждения грузовых помещений; при этом не только уменьшается масса этого ценного продукта питания, но и ухудшается его качество, особенно в поверхностном, обезвоженном слое (он трескается, сохнет, ухудшает внешний вид и пр.). Повышенная относительная влажность и температура активизируют деятельность гнилостных бактерий. При резких колебаниях температуры и при замораживании сыры трескаются, снижается качество; они становятся рассыпчатыми, специфический вкус ослабевает, ухудшается товарный вид. Имеют специфический запах, восприимчивы к посторонним запахам.

Следует иметь в виду, что некоторые сорта сыра выделяют ядовитые испарения, о чем перевозчик должен быть заранее предупрежден. Вентиляция в принципе не требуется, при необходимости - минимальная. Требуют ветеринарного контроля. Перечисленные свойства предопределяют необходимость поддержания температурно-влажностного режима при хранении и перевозке. Оптимальный режим хранения - минус 3-5С при относительной влажности 80-85% (в зависимости от сорта). Режим перевозки уточняется грузоотправителем в письменном виде.

Предъявляются к морской перевозке в ящиках (деревянных или чаще картонных), каждое изделие (круглой или прямоугольной формы) обычно покрывается специальной пленкой или слоем специального состава на основе воска для предупреждения высыхания; реже - в бочках, корзинах.

УПО - 1,7-2,2 м3/т, в зависимости от тары и вида продукта.