Транспортные характеристики грузов - К

 


КАДМИЙ

Серебристо-белый металл с синеватым отливом, мягкий и легкоплавкий. Применяется для кадмирования, в мощных аккумуляторах, ядерной энергетике. Многие соединения кадмия ядовиты. Тара: листы и плиты в ящиках, чушки (пакеты), барабаны (металл), УПО - 0,35-0,50 м3/т.


КАКАО-БОБЫ

Семена, извлекаемые из плодов шоколадного дерева, ценный пищевой продукт. После ферментации и сушки, в результате чего они приобретают фиолетово-коричневую окраску, нежный сладковато-маслянистый вкус и тонкий аромат, используются для получения какао-масла, шоколада, какао-порошка. Качество во многом зависит от их правильной обработки. Гигроскопические, при увлажнении плесневеют (в результате активизации деятельности микроорганизмов), становятся непригодными для использования по прямому назначению. Имеют слабовыраженный приятный запах, восприимчивы к посторонним запахам. Могут быть заражены вредителями, поэтому перед перевозкой должны быть профумигированы и иметь сертификат об этом.

В процессе подготовки семена (как уже упо­миналось) ферментируются, поэтому процессы жизнедеятельности практически отсутствуют. Хрупкие, подвержены механическим повреждениям, в результате ухудшается товарный вид. Груз требует карантинного контроля. Кондиционным считается груз, имеющий влагосодержание 6-8%, предварительно профумигированный и имеющий сертификат качества. Из-за высокой стоимости груза убытки от несохранной перевозки довольно велики (несмотря на небольшие объемы перевозки), что предопределяет необходимость принятия "жестких" мер по кондиционности предъявляемого к перевозке груза, к его погрузке (размещению, укладке, сепарации) и вентилированию в процессе перевозки.

Основная причина несохранности - увлажнение и подмочка груза, как результат - плесневение и, следовательно, снижение качества и стоимости. Уценке зачастую подлежит груз лишь со следами увлажнения тары (темные пятна на мешках): на новых, чистых мешках такие пятна легко обнаруживаются при выгрузке. Подмочка груза может быть вызвана рядом причин: попаданием воды через неплотности люковых закрытий при плавании в штормовых условиях. протечек трубопроводов, проходящих в грузовых помещениях и т. П.; миграцией влаги внутри штабеля (от центральных районов к периферийным) из-за плохой теплопроводности груза и, как следствие, большой разницы температуры груза в различных районах штабеля во время морского перехода; образовавшимся в грузовых помещения конденсатом при резком снижении температуры наружного воздуха и др. Интенсивность миграции влаги в штабеле и образования конденсата в грузовых помещениях прямо пропорциональны величине перепада температуры наружного воздуха во время морского перехода, поэтому значимость технологических мероприятий по уменьшению влияния этих факторов резко возрастает при перевозках в зимний период. Выполненные исследования показывают, что на практике резко увеличивается риск подмочки груза конденсатом при перепа­де температуры за время морского перехода З0 град. и более.

Следует иметь в виду, что в отдельных, экстремальных случаях, при одновременном воздействии нескольких отрицательных факторов, например: плавание в сложных метеорологических условиях (шторм, метеоосадки), не позволяющих своевременно охладить груз с помощью принудительной вентиляции; резкие (более 10 град.) суточные колебания температуры наружного воздуха и/или общий перепад температуры наружного воздуха во время рейса З0 град. и более; необходимость фумигировать груз на судне в порту назначения при отрицательных температурах наружного воздуха и др.; даже строгое выполнение требований нормативных документов и рекомендаций по сохранной перевозке не может гарантировать 100% качественную доставку груза, особенно, если система вентиляции судна, на котором выполняется перевозка, недостаточной производительности. Груз предъявляется к морской перевозке в новых льноджутовых мешках стандартной массой 65 кг.

УПО - 1,9-2,3 м3/т (в основном в зависимости от особенностей укладки).


КАКАО (ПОРОШОК)

Ценный, высококалорийный продукт переработки какао-бобов, применяется в пищу, в кондитерской промышленности, тара: банки (стекло, жесть, пластмасса), упакованные в ящики (картон). УПО - 2,5-3,3 м3/т. Иногда предъявляется к перевозке в пачках (плотная бумага, картон), уложенных в ящики (картон, фанера). УПО - 3,4-3,8 м3/т.


КАЛИЙНЫЕ УДОБРЕНИЯ

Минеральные вещества, используемые как источник калия для питания растений, концентрированные хлористые и сернокислые соли. Получают путем обогащения калийных руд (например: сильвинита), хорошо растворимы в воде. Имеют ограниченное содержание влаги. Некоторые из них ОПАСНЫЕ грузы. По согласованию с грузовладельцем обычно предъявляются к морской перевозке навалом. Включены в список грузов, перечисленных в Приложениях В или С (в зависимости от свойств) Кодекса ВС ИМО, 1994 г.


КАЛИЙНАЯ СЕЛИТРА

(Нитрат калия) белые кристаллы или порошок, растворим в воде, смеси с горючим материалом легко воспламеняются и могут сильно гореть. ОПАСНЫЙ груз. Класс 5.1. Тара: мешки (бумага, ткань, синтетика) влагопрочные. Может быть по согласованию с перевозчиком предъявлена к морской перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ВС ИМО, 1994 г. УПО - 1,0-1,2 м3/т.


КАНАТЫ РАСТИТЕЛЬНЫЕ

(Тросы) изделия из пеньки, манилы и других натуральных или синтетических волокон. Могут иметь несильный специфический запах. Опасными свойствами, как правило, не обладают. Предъявляются к перевозке в бухтах или барабанах. УПО - 1,8-2,5 м3/т, в зависимости от материала изделия и упаковки.


КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ

Обычно покрываются специальной антикоррозийной смазкой, которая имеет запах и, кроме того, может испачкать другой груз, если не имеют дополнительной упаковки; тара: бухты или барабаны. УПО - 0,8-1,4 м3/т.


КАНИФОЛЬ

Бочки скрепляются четырьмя или шестью металлическими обручами, либо 10-12 деревянными обручами. В сухотарных бочках перевозят сухие пищевые продукты, механические жиры, сухие химические и порошкообразные продукты. Сухие продукты, затаренные в бочки, не должны подвергаться действию сырости.

В зависимости от рода груза и места штабелирования грузы укладываются вертикально или горизонтально. В зоне действия портального крана бочки укладываются горизонтально. На универсальных площадках бочки укладываются стоя так, чтобы они опирались на пол всей торцовой частью. Укладка ведется либо ровными рядами, либо шахматным порядком.

При горизонтальной укладке конических бочек следят за тем, чтобы каждая бочка опиралась на четыре точки, а не выпуклой частью. Пробка бочки всегда должна быть вверху, а ряды бочек ­ровными.
Пробки должны быть забиты до отказа. Перекосы обручей и задиры на клепках не допускаются.

Некомпактная укладка бочкового груза приводит к чрезмерному местному давлению на клепки бочек, их поломке и деформации, что влечет за собой утечку содержимого.

УПО - 2,4 м3/т.


КАОЛИН

Глина белого цвета, применяется для изготовления фарфоровых и фаянсовых изделий, в бумажной промышленности (входит в состав бумаги в качестве наполнителя, во многих сортах составляет до 30% массы бумаги), а также используется в текстильной и резиновой промышленностях, в парфюмерии и в медицине. Абразивными свойствами не обладает. Тара: мешки (бумага). УПО - 1,3-1,5 м3/т.


КАРДАМОН

Семена, добываемые из плодов многолетних трав семейства имбирных. Произрастает в тропических лесах ЮВА. К перевозке могут быть предъявлены или сами плоды (сухие коробочки соломенно-желтого цвета, длиной 1-2 см, овально-трехгранные, хрупкие, без вкуса и запаха) или значительно реже - семена (около 4 мм длиной и 3 мм шириной, угловатые, морщинистые, бурого цвета, ароматные, с пряно-жгучим вкусом) или порошок из семян. Последний и применяется в медицине и пищевой промышленности; тара: ящики (картон, фанера), семена и порошок обычно имеют герметичную потребительскую упаковку во избежание улетучивания эфирных масел при хранении и транспортировке.

Могут быть предъявлены к перевозке также плоды заменителей кардамона: длинный цейлонский кардамон - плоды продолговатые 2,5-4 см, менее душистые; круглый сиамский кардамон - плоды шаровидные, семена имеют вкус камфары; кардамон Корарима (из стран Восточной Африки) - коробочки длиной 4-5 см и толщиной 2 см, коричневые, ребристые, вкус камфары; кардамон Мелагуета (из стран Западной Африки) - запах семян напоминает кардамон, вкус пряно-жгучий. Все заменители имеют идентичные свойства, но менее ценные. УПО - 2,6-2,9 мЗ/т.


КАРТОН

Разновидность бумаги; материал, состоящий преимущественно из растительных волокон, отличается от бумаги качеством, большей толщиной листа и массой квадратного метра (более 250 г/м2). Различают одно- и многослойный картон. По назначению картон подразделяется на: переплетный; электроизоляционный (для трансформаторов, аппаратов с масляным заполнением и пр.); промышленно-технический различного назначения (калиброванный, жаккардовый, обивочный водостойкий, гофрированный, прокладочный, тарный плоский склеенный, термоизоляционный прокладочный, чемоданный); строительный (облицовочный).


КАРТОН (В КИПАХ)

Кипу формируют путем закладки листов картона между деревянными рамами, размеры которых соответствуют размерам картона. По имеющимся на рамах планках кипу стягивают проволокой или чаще стальной лентой. Размеры кип могут колебаться в довольно широком диапазоне: длина - 850-1520 мм, ширина - 600-1000 мм, высота - 200-600 мм. Масса - 100­600 кг. УПО-1,4-1,7 м3/т.


КАРТОН (В РУЛОНАХ)

Размеры и масса грузовых мест колеблются; обыкновенные рулоны: высота - 700 - 2100 мм, диаметр ­ 600-1300 мм, масса - 300-2000 кг; широкоформатные: высота­ 2200-2650 мм, диаметр - 1100-1500 мм, масса - 2500-3000 кг; экспортные рулоны: высота - 950-2650 мм, диаметр - 1100-1450 мм, масса - 1200-3000 кг. УПО - 1,5-2,1 м3/т.


КАРТОФЕЛЬ

Груз относится к категории скоропортящихся.

Перевозится картофель в мешках. Как и другие овощи малоустойчив против воздействия микроорганизмов. Кроме того, груз подвержен неинфекционным заболеваниям, вызванным нарушением обмена веществ под действием ушибов, воздействия света, температуры и влажности воздуха.

Свежий картофель испаряет содержащуюся в нем воду, что приводит к его увяданию и понижению сопротивляемости микроорганизмам.

Обеспечение нормального газообмена предотвращает функциональные расстройства, защищает от микроорганизмов, замедляет процесс испарения.

При перевозке на рефрижераторных судах устанавливается оптимальный температурно-влажностный режим. Температура перевозки картофеля на рефрижераторном судне обычно 3-40°C.

УПО - 0,51 м3/т.


КАУСТИЧЕСКАЯ СОДА

Едкий натр, натрия гидрооксид, щелочь, твердая масса волокнистого строения, белые кристаллы (технический продукт - белая непрозрачная масса), обладает большой гигроскопичностью: легко и с сильным разогреванием растворяется в воде. Бурно реагирует с кислотами. Реагирует с солями аммония, выделяя аммиак.

В присутствии влаги - коррозийный для алюминия, цинка и олова. Вызывает ожоги кожи, глаз и слизистых оболочек. Недопустимо увлажнение груза, и, тем более, контакт с водой. При поглощении воды растворяется, но от углекислоты поверхность соды покрывается коркой, образующейся при соединении этих веществ. Тара: бочки, барабаны (металл), массой до 200 кг. Тара должна быть совершенно герметична.

УПО - 1,3-2,0 м3/т.

ОПАСНЫЙ ГРУЗ. Класс 8. Широко при меняется в химической и текстильной отраслях промышленности: производстве мыла, красителей, искусственного волокна и пр. Может быть предъявлена к перевозке в растворе ­ бесцветная жидкость. Свойства и класс опасности идентичны. Раствор может быть предъявлен также к перевозке наливом. Включен в список грузов, перечисленных в главе 17 Кодекса IВC ИМО, 1994 г.


КАУЧУК (Натуральный)

Эластичный материал, получаемый коагуляцией латекса каучуконосных деревьев (главным образом - бразильской гевеи), нерастворим в воде, спирте и ацетоне; легко растворяется в хлороформе, сероуглероде, скипидаре, бензине. Наиболее ценные свойства: эластичность, растяжимость, вязкость, клейкость, сопротивление разрыву, газо- и водонепроницаемость.

Благодаря своим свойствам - ценное сырье, применяется в производстве высококачественных шин, амортизаторов, высококачественной, прочной, эластичной резины, используемой в различных отраслях промышленности и в медицине. Основными типами предъявляемого к морской перевозке каучука являются: смокед-шит сортов "экстра", 1, 2, 3,4 и 5, в процессе выработки подвергаются копчению, прозрачные, окрашенные в зависимости от степени копчения от янтарно-желтого до коричневого цвета, в развернутом виде представляет собой листы с рифленой поверхностью размером 100 на 50 см: креп сортов "экстра", 1, 2 и 3. в процессе выработки копчению не подвергается, непрозрачен, имеет белый цвет с оттенками от кремового до светло-желтого, формируется в виде листов размером 50 на 60 см с шероховатой поверхностью; СМР, вырабатывается промышленным способом в виде сплошной каучуковой массы, которая упаковывается в целлофановые мешки массой каждого места 33 кг, с последующей упаковкой их в пакеты массой 1 тонна.

К морской перевозке каучук поставляется обычно спрессованным в кипы прямоугольной формы: длина - 600-800 мм, ширина - 500-600 мм, высота – 350-450 мм, массой 101-114 кг; каждая кипа обтянута, так называемой рубашкой, состоящей из отдельных листов каучука того же сорта и типа. В некоторых случаях кипы обшивают циновками или укладывают в ящики (дерево). Поверхность кип окрашивается специальной эмульсией (для предохранения в какой-то мере поверхности каучука от повреждений: загрязнения, плесневения, окисление и пр.) и имеет маркировку, которая указывает марку фирмы-поставщика, массу нетто (в англ. фунтах, в последнее время чаще в кг), тип и сорт каучука.

В целях исключения смешения различных сортов каучука маркировка разных сортов груза наносится краской разного цвета. Под действием прямых солнечных лучей каучук окисляется, становится липким, на поверхности листов появляются смолоподобные пятна и полосы, при глубоком окислении каучук может превратиться в неэластичную массу и потерять свои качества. В условиях высоких температур и относительной влажности воздуха, тем более при контакте с водой на поверхности кип могут появиться налеты плесени, подмоченный каучук плесневеет и гниет значительно активнее, выделяя большое количество тепла, от соприкосновения с подмоченными и плесневелыми кипами возможна порча соседних кип каучука. Плесневение каучука иногда бывает трудно обнаружить, так как поверхность кип может быстро высохнуть и следы плесени снаружи исчезают, а внутри остаются. Каучук, загрязненный посторонними примесями (песком, щепой, цементом, углем, землей и пр.) ухудшает свои качества и не может быть использован по назначению. Качество каучука снижается в результате контакта кип с остатками нефтепродуктов: мазута, масел, бензина и пр.

Кипы каучука под давлением и от действия тепла могут склеиваться между собой (при неправильной подготовке) или "затекать" между конструкциями судового набора (при недостаточной сепарации), что требует проведения длительных специальных мероприятий во время выгрузки, не говоря уже о том, что ухудшается товарный вид и качество груза. Этим объясняются довольно серьезные требования нормативных документов к подготовке грузовых помещений, размещению и сепарации кип. Каучук относится к горючим материалам, горит сильно коптящим пламенем, но способностью к самовозгоранию не обладает.

УПО - 1,4-1,9 м3/т (в зависимости от типа и сорта).


КАУЧУК (Синтетический)

Эластичные синтетические полимеры, которые могут быть переработаны в резину, заменитель натyрального каучука, основной потребитель - шинная промышленность (шины для а/машин, тракторов, различных с/х машин и пр.). Тара: ящики (фанера),
УПО - 2,0-2,2 м3/т, мешки (ткань паковочная), УПО - 1,8-2,1 м3/т, иногда кипы. Вообще, в зависимости от вида и назначения, синтетические каучуки могут предъявляться к морской перевозке в различной таре: например, бутилкаучук упаковывают в коробки из белой жести, помещенные в ящики (дерево, картон); бyтадиеннитрильный каучук наматывают в рулоны массой около 100 кг, которые покрывают тканью, пропитанной нитролаком; каучук силиконовый (термостойкий, морозостойкий) упаковывается в жестяные банки и ящики.

Учитывая многообразие синтетических каучуков, их различные свойства и характеристики, а также тару, при перевозке их следует выполнять инструкции завода-изготовителя по транспортировке, которые в обязательном порядке должны сопровождать груз. По своему качеству синтетический каучук обычно приближается к 2-3 сортам нaтyрального. Промышленностью может выпускаться и более высококачественный каучук, однако стоимость его будет слишком высока. Свойства синтетического каучука идентичны свойствам нaтyрального, но выражены менее рельефно.


КАФЕЛЬ

Тонкая керамическая плитка из обожженной глины, с наружной стороны покрытая глазурью. Служит для облицовки стен, печей и пр. Тара: картонные коробки (плитка в них укладывается вертикально с максимальной плотность в один ряд, обычно 50 шт.), обычно упакованные в транспортную тару - ящики (дерево, картон). УПО - 1,0-1,4 м3/т.


КЕНАФ

Волокно, получаемое из тропических однолетних растений семейства мальвовых, используется для изготовления грубых, упаковочных тканей. Тара - кипы прессованные, УПО-1,2-1,7 м3/т.


КЕШЬЮ

(Анакард, кетью, кешу) ядра (семена) ореховидных плодов тропических деревьев, семейства сумаховых; маслянистые, приятные на вкус, ценный пищевой продукт, тара: тканевые мешки, УПО - 2,1-2,4 м3/т.
Свойства идентичны см. ОРЕХИ. Иногда предъявляются к перевозке запаянными в банки (жесть), которые упакованы в ящики (картон). УПО - 1,7-1,9 м3/т.

Значительно реже предъявляются к перевозке плоды этого дерева - твердый черно-бурый орех сердцевидной формы: в стадии созревания используются в свежем виде как фрукты, сладкие, приятные на вкус. Режим перевозки в соответствии с письменным указанием грузовладельца.


КИРПИЧ

Равномерно обожженный искусственный камень, установленной формы и размеров, изготавливается из глины, в которую иногда добавляют различные примеси. Стандартные размеры: 250Ч 125Ч60 мм, масса 3,5-4 кг. Подвержен механическим повреждениям, особенно недожженный. Обладает малой пористостью и влагопоглощаемостью. Практически не реагирует на воздействие внешней среды. Нейтральный груз. Предъявляется к перевозке в пакетах, в которых кирпич укладывается плашмя или чаще "елочкой". Последние - менее предпочтительнее, поскольку при укладке пакетов один на другой трудно обеспечить хорошую устойчивость верхних пакетов, особенно в условиях морской перевозки.

УПО - 0,6-0,9 м3/т.

В последние годы часто пакеты предъявляются к перевозке в термоусадочной пленке, что улучает условия транспортировки кирпича. Может быть предъявлен к перевозке также легковесный (пористый) кирпич, масса - 1,2-2,4 кг,
УПО-1,0-1,1 м3/т, и пустотелый, УПО-1,5-1,7 мЗ/т.

Последние отличаются несколько большими размерами. Легковесный кирпич способен впитывать влагу, которая замерзая, делает его менее прочным.


КНИГИ

Тара: ящики (фанера, картон, реже дерево). См. БУМАЖНАЯ ПРОДУКЦИЯ, хотя свойства проявляются менее рельефно. УПО - 1,7-2,2 м3/т.


КОВРЫ

предъявляются к перевозке в рулонах или тюках, об­шитых паковочной тканью. См. ИЗДЕЛИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРО­МЫШЛЕННОСТИ. УПО - 3,5-4,0 м3/т.


КОЖА

КОЖА выделанная, натуральная - материал, выработанный из шкур животных и морских зверей, имеет волокнистое строение. Различают обувную, шорно-сидельную, техническую и одежную. Гигроскопический груз, при увлажнении плесневеет, под действи­ем высоких температур и низкой относительной влажности пересыхает, сморщивается, теряет товарный вид, в результате чего ухудшается качество и стоимость. Может быть поражена насекомыми (кожеед, моль и пр.). Пылеемкая, может иметь специфический запах. В зависимости от качества выделки и проницаемости тары свойства могут быть выражены более или менее рельефно. Требует вентиляции. Тара: кипы, тюки (низкие сорта), обшитые паковочной тканью,
УПО - 3-4 м3/т, иногда - до 7 м3/т, ящики (дерево, фанера или картон), как правило, высокосортная, УПО - 2,8-4,0 м3/т, реже - в рулонах, обшитых паковочной тканью, УПО - 5-6 м3/т.

Оптимальная температура хранения - 5-10 град. при относительной влажности воздуха - 75-80%. Следует иметь ввиду, что некоторые грузы этой группы требуют фитосанитарного контроля, по­этому, во избежание неприятностей по приходу в порт назначения, при приемке груза следует проконсультироваться с карантинной службой. Во время морского перехода вентиляция должна использоваться для предупреждения (уменьшения интенсивности) образования конденсата и, как следствие, подмочки груза. Это реальная опасность, если суточные колебания температуры наружного воздуха превышают 10 град. и общерейсовый перепад температуры свыше 25 град.

КОЖА искусственная - полимерный материал промышленного производства. В зависимости от назначения, способа производства, структуры различают: обувные резины, обувные и галантерейные картоны, мягкие кожи. Применяются вместо натуральной кожи, свойства выражены менее рельефно, см. КОЖА выделенная, натуральная.


КОЖЕВЕННОЕ СЫРЬЕ

Шкуры животных и морских зверей, идущие на изготовление натуральных кож и мехов; в сыром виде долго сохраняться не могут: быстро загнивают и разлагаются, этот процесс активизируется с повышением температуры. Поэтому перед предъявлением к морской перевозке они подвергаются различным способам консервации: различают следующие виды: сухие (пресносухие - просто высушенные в определенных условиях) шкуры, сухосоленые (засоленные и потом высушенные) и мокросоленые (самый ценный, хотя неприятный из-за своих свойств груз).

Существует еще такой общеизвестный способ консервации, как замораживание, однако к морской перевозке замороженные шкуры обычно не предъявляются и поэтому здесь не рассматриваются. Основные свойства: гигроскопические, в зависимости от вида обработки и относительной влажности окружающего воздуха, могут впитывать (сухие, сухосоленые) или отдавать (мокросоленые) влагу в окружающую среду; подвержены деятельности микроорганизмов, активность которых возрастает с ростом температуры и относительной влажности, плесневеют (соль в известной мере подавляет деятельность микроорганизмов, но не полностью); могут быть поражены насекомыми (кожеед, моль и пр.); при низкой относительной влажности и высокой температуре могут коробиться, сморщиваться, трескаться и ломаться (сухие и сухосоленые); имеют сильный неприятный запах (особенно мокросоленые).

Оптимальная температура хранения 5-10 °С. при относительной влажности воздуха - 75-80%. Из-за своих специфических свойств несовместимы практически ни с какими грузами, даже шкуры разных способов консервации рекомендуется размещать в отдельных грузовых помещениях во избежание порчи (увлажнение, плесневение, восприятие запаха и пр.) одного вида от контакта с другим. В этом плане наиболее неприятный груз - мокросоленые шкуры, они могут испортить при совместной перевозке практически любой другой груз. Кожевенное сырье предъявляется к морской перевозке в обертках (тюки, кипы, пачки), стянутых синтетическими лентами или веревками, в редких случаях - в разрозненном виде,
УПО - 3,0-5,0 м3/т, иногда (сухие, непрессованные), УПО до 7,0 м3/т.

Требуют карантинного и ветеринарного контроля. Принимаются к перевозке только при наличии фитосанитарного и ветеринарного сертификата, в котором должно быть указано, что груз прошел исследование на сибирскую язву (аксолизация должна дать отрицательный результат). Некоторые шкуры здоровых животных, забитых под наблюдением компетентных контролирующих органов, могут быть допущены к перевозке без аксолизации; об этом должна быть сделана отметка в ветеринарном сертификате (также это должно удостоверяться нанесенными на шкуры клеймами вет­надзора). Следует помнить, что при обработке таких грузов всегда есть опасность заражения сибирской язвой, поэтому при малейших травмах рекомендуется обратиться к врачу.


КОЖЕВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Кожевенные изделия - большой ассортимент изделий из кожи (обувь, одежда, галантерейные изделия и пр.), как натуральной, так и искусственной; различной сортности, качества выделки и назначения. Некоторые изделия могут иметь слабый запах; ухудшать качество и товарный вид в условиях высоких температур, высокой или низкой относительной влажности. Оптимальная относительная влажность 70-75%. Некоторые являются очень ценными грузами. Тара: ящики (фанера, картон), иногда имеют потребительскую (внутреннюю) упаковку. Остальные свойства идентичны см. ИЗДЕЛИЯМ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРО­МЫШЛЕННОСТИ. УПО - 3-6 мЗ/т.


КОЙР

КОЙР (кокосовое волокно) - получают из плодов некоторых разновидностей кокосовых пальм, применяется для изготовления щеток, циновок, легких канатов и пр. Предъявляется к перевозке в кипах. См. ВОЛОКНИСТЫЕ НАТУРАЛЬНЫЕ ГРУЗЫ.


КОКОСОВЫЕ ОРЕХИ

КОКОСОВЫЕ ОРЕХИ - плоды кокосовой пальмы, масса 400-800 гр., ценность зависит не столько от размеров плода, сколько от количества содержащегося в орехе кокосового молока. Ядро ореха (копра) содержит в среднем 65-67% масла, представляющего сложную смесь эфиров глицерина и различных жирных кислот. Тара: тканевые мешки. Различают спелые (коричневатые) и зеленые орехи. Зеленые орехи предъявляются к перевозке значительно реже, они содержат больше влаги, чем спелые и поэтому более интенсивно поражаются плесенью. Предельный срок хранения (транспортировки) в основном зависит от температуры и может колебаться от 2-х до 8 недель. Оптимальная температура 0-1 °С при относительной влажности - 85-88%, вентиляция необходима, интенсивность подачи свежего воздуха 3 обм/час. В зависимости от направления перевозок и климатических условий рейса транспортируются как рефрижераторным тоннажем, так и без охлаждения (с согласия грузоотправителя). По своим свойствам и особенностям перевозки тяготеют к группе ПЛОДООВОЩИ (свежие). УПО - 3,0-4,0 мЗ/т.


КОМБИКОРМ(А)

КОМБИКОРМ(А) - сухая кормовая смесь (сыпучая, в виде муки или в гранулах), сбалансированная по содержанию питательных веществ, концентрированный корм для с/х животных и птиц. Существует более 100 рецептов комбинированных кормов, включающих животные белки, жиры, травяную муку, жмых, жом, шрот, минеральные добавки (соль, соединения кальция и др.), специальные добавки, содержащие витамины, аминокислоты, антибиотики и т. п. Являются исключительно благоприятной средой для развития бактерий и плесневых грибов, особенно при увлажнении, отсюда общность свойств со злаковыми (см. ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ) и кормовыми грузами, из которых основное - самосогревание и, как следствие, порча груза: при этом комбикорма могут приобретать ТОКСИЧНЫЕ свойства. Как правило, самовозгоранию не подвержены: повышение температуры груза до 50-55 °C является губительным для большинства микроорганизмов и процесс прекращается сам по себе, но груз при этом бывает испорчен и не может использоваться по прямому назначению.

Пылящий груз. Имеет специфический запах, восприимчив к посторонним запахам. Предъявляются к перевозке в мешках (ткань, бумага, синтетика). Оптимальное влагосодержание колеблется в зависимости от вида и сорта 10-14%, при предъявлении к морской перевозке - не более 14,5%. Сроки хранения, во многом зависят от рецептов приготовления и условий хранения (параметров окружающего воздуха), могут составлять от 1 до 6 месяцев. Оптимальная температура хранения - 5-10 град. при относительной влажности около 75%. В остальном см. ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА.

По согласованию с грузовладельцем могут быть предъявлены к перевозке навалом. Включены в список грузов, перечисленных в Приложениях В или С (в зависимости от свойств) Кодекса ВС ИМО, 1994 г.

УПО - 1,9-2,2 м3/т.


КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ - пищевые продукты, как правило, с большим содержанием сахара, для приготовления используются патока, мед, фрукты, мука, масла и пр. Различают кондитерские изделия сахаристые и мучные, транспортные свойства их в общем идентичны. В эту объемную по номенклатуре подгруппу входят такие продукты, как плиточный шоколад и шоколадные изделия, различные кондитерские изделия, не содержащие шоколад, так и мучные кондитерские изделия.

В зависимости от вида изделия, сорта, рецепта изготовления и других факторов имеют различный срок хранения от недели до нескольких месяцев, поэтому разделение этих грузов на скоропортящиеся и не скоропортящиеся весьма условно: они отнесены к скоропортящимся грузам в основном из-за высокой стоимости продуктов. Подвержены окислительной порче. Издают слабый приятный запах, поглощают и удерживают летучие ароматические вещества.

Подвержены деятельности микроорганизмов, активность деятельности которых зависит в основном от их влагосодержания и возрастает при повышенной относительной влажности воздуха и температуры. Подвержены порче грызунами. При высыхании становятся хрупкими, ухудшается качество, теряется товарный вид. Вентиляция желательна. Предъявляются к морской перевозке, как правило, небольшими партия­ми в фанерных или картонных ящиках, выстилаемых изнутри пергаментом, целлофаном или иным подобным материалом, особенно если нет внутренней потребительской упаковки изделий.

УПО (м3/т): шоколад - 1,8-1,9;

кондитерские изделия - 2,5-4,0 в зависимости от содержимого.

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ, мучные - большой ассортимент мучных изделий (галеты, печенья, пряники, рулеты и пр.), имеют различный (от нескольких дней до нескольких месяцев) срок хранения, который должен быть указан в сопроводительных документах. Не принимаются к перевозке, если этот срок меньше времени предполагаемой перевозки. СМ. КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.


КОНСЕРВЫ

КОНСЕРВЫ - в группу входит герметически укупоренная консервированная продукция обширной номенклатуры, отличающаяся друг от друга, как способом изготовления, так и по происхождению содержимого. Однако свойства их и транспортные особенности идентичны, хотя более ярко выражены у консервов непродолжительного хранения (пресервы и пр.). В результате стерилизации консервов уничтожается большая часть микрофлоры и даже устойчивые к воздействию высоких температур споры, при этом пищевая ценность продукта практически сохраняется. Герметизация, т. е. отсутствие контакта с воздухом, предотвращает развитие новых микроорганизмов. Все это позволяет длительное время хранить консервированную продукцию без изменения исходного качества. Тем не менее, хранить и транспортировать подавляющее большинство консервированной продукции необходимо при определенных температурно-влажностных режимах, так как отклонение от оптимальных значений, особенно в течение длительного времени, приводит к порче продукта, который может не только ухудшить или потерять свои вкусовые качества, но даже стать опасным для жизни.

При неправильном хранении (и перевозке) возможно возникновение бомбажа, т. е. вздутия крышек и днища банок в результате образования газов, которое может быть настолько интенсивным, что банки взрываются. Образование газов может возникнуть в результате взаимодействия имеющейся в продуктах кислоты (маринады, фруктовые консервы и пр.) с металлом банки (химический бомбаж), либо в результате разложения микроорганизмами содержимого (микробиологический бомбаж). Физический или мнимый бомбаж происходит за счет расширения содержимого при определенных температурах. Так, низкотемпературный физический бомбаж может произойти в результате расширения при замерзании воды, содержащейся в консервированной продукции. Высокотемпературный бомбаж происходит вследствие термического расширения продукта при длительном воздействии высоких температур. Кроме того, при длительном воздействии высоких температур возможны и другие качественные изменения консервов.

При длительном хранении и перевозке консервов возможен такой вид порчи, как коррозирование металла банок под действием влаги (высокая относительная влажность, конденсат). Чаще всего коррозия происходит в местах, где имеются механические повреждения (вмятины и пр.) или загрязненных, а также в области расположения этикетки. Под влиянием отрицательных температур возможна кристаллизация сока, приводящая к повреждению банок (особенно стеклянных). Срок годности и температyра хранения должны быть указаны на этикетках и сертификатах качества. Оптимальная температyра хранения (за некоторыми исключениями) - 0-5 град. при относительной влажности 70-75%, вентиляция (для самого груза) не требуется. Режим перевозки уточняется грузоотправителем в письменном виде (обычно для консервов непродолжительного хранения). Консервы животного происхождения (мясные, мясорастительные, рыбные, молочные и пр.) требуют ветеринарного контроля. Предъявляются к морской перевозке в банках (стекло, жесть, реже пластмасса), упакованных в картонные (иногда деревянные) ящики.

УПО-1,4-1,7 м3/т.

КОНСЕРВЫ из морепродуктов - (кальмары, крабы, креветки, криль, лангусты и пр.), температyра хранения 0-3 град. Срок хранения 4-6 мес., должен быть указан в сертификате качества и на этикетках вместе с датой изготовления и режимом хранения. Требуют ветеринарного контроля.

КОНСЕРВЫ молочные - температyра хранения - 0-10 град., срок хранения в зависимости от содержимого (рецепта, способа выработки и пр.) - 3-12 мес., должен быть указан в сертификате качества и на этикетках вместе с датой изготовления и режимом хранения. Требуют ветеринарного контроля.

КОНСЕРВЫ мясные, мясорастительные (нестерилизованные) - оптимальная температyра хранения 0-4 град., допустимый срок хранения 5-6 мес., должен быть указан в сертификате качества и на этикетках вместе с датой изготовления и режимом хранения. Требуют ветеринарного контроля.

КОНСЕРВЫ мясные, мясорастительные (стерилизованные) - не требуют определенного температyрного режима хранения (от 0 до 15 град.), допустимый срок хранения обычно 12 мес. (некоторые до нескольких лет), должен быть указан в сертификате качества вместе с датой изготовления. Требуют ветеринарного контроля.

КОНСЕРВЫ рыбные (нестерилизованные - пресервы) ­ оптимальная температура хранения - минус 6 - плюс 2 град., допустимый срок хранения в зависимости от рецепта изготовления - 3­6 мес., должен быть указан в сертификате качества и на этикетках вместе с датой изготовления и режимом хранения. Требуют ветеринарного контроля.

КОНСЕРВЫ рыбные (стерилизованные) - оптимальная температура хранения - минус 1-4 град., допустимый срок хранения в зависимости от рецепта изготовления и пр. - 6-10 мес. (неко­торые - до 2-х лет), должен быть указан в сертификате качества и на этикетках вместе с датой изготовления и режимом хранения. Требуют ветеринарного контроля.

КОНСЕРВЫ фруктовые и овощные - (соки, соусы, варенье, повидла, джемы, соленые и маринованные овощи и пр.) оптимальная температура хранения 0-5 град., допустимый срок хранения - 3-8 мес., некоторые виды продукции - до 1 года, должен быть указан в сертификате качества и на этикетках вместе с временем изготовления и режимом хранения.


КОНФЕТЫ

КОНФЕТЫ - кондитерские изделия с содержанием сахара 60-75%, различают глазурованные, неглазурованные и с шоколадной начинкой. Тара: ящики (картон, реже фанера), выстилаемые изнутри пергаментом или иным подобным материалом; более ценные виды (как правило, шоколадные) имеют внутреннюю упаковку (коробки) или обернуты фольгой и/или бумагой. СМ. КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ. УПО - 2,4-3,0 м3/т.

КОНФЕТЫ шоколадные - боятся высоких температур, поэтому иногда (при необходимости) перевозятся рефрижераторным тоннажем. В остальном см. КОНФЕТЫ и КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.


КОНФИТЮР

Желеобразный пищевой продукт, с равномерным распределением в нем целых или измельченных плодов, разновидность джема. Тара: банки (стекло, жесть), упакованные в ящики (картон). См. КОНСЕРВЫ фруктовые и овощные и КОНСЕРВЫ. УПО - 1,5-1,7 м3/т.


КОНЦЕНТРАТЫ РУДНЫЕ

КОНЦЕНТРАТЫ РУДНЫЕ - обычно обогащенная руда различных металлов (ванадия, меди, свинца, сурьмы, олова, цинка и др.), тара: мешки (обычно бумага),

УПО - 0,5-1,0 м3/т.

Как правило, по согласованию с перевозчиком предъявляется к перевозке навалом. Включены в список грузов, перечисленных в Приложениях А, В или С (в зависимости от свойств) Кодекса ВС ИМО, 1994 г.


КОНЬЯК

КОНЬЯК - крепкий спиртовой алкогольный напиток (40-60 объемных % спирта), изготовленный из коньячного спирта с последующей выдержкой его в дубовых бочках. Тара: бутылки (стекло), упакованные в ящики (картон), см. НАПИТКИ алкогольные.


КОПРА

КОПPА - раздробленные и высушенные ядра кокосовых орехов, белые (высушенные на солнце) или темные (высушенные в печах) кусочки толщиной 6-12 мм, покрытые кожицей. Содержит (в %): воды - около 5; жира (жирного масла) - 60-67; углеводов - около 16; белка - около 9. Имеет резкий прогорклый маслянистый запах, который может испортить другие грузы. Используется для получения кокосового масла, производства маргарина, мыла и пр. Остаток (кокосовый жмых) идет на корм скоту. ОПАСНЫЙ груз. Класс 4.2. СМ. САМОВОЗГОРАЮЩИЕСЯ ВЕЩЕСТВА.

Предельно допустимое содержание влаги при предъявлении к морской перевозке - 5%. Груз должен быть выдержан не менее одного месяца до погрузки, если компетентный орган страны-отправителя не представил сертификат, заявляющий, что влагосодержание груза не превышает 5%. При перевозке может терять до 3% массы; если копра недостаточно просушена перед погрузкой, потери могут достигать 7-10%. В процессе перевозки выделяет углекислый газ и СО, что может вызвать уменьшение содержания кислорода в грузовых помещениях. Обычно предъявляется к морской перевозке в тканевых мешках,

УПО - 2,0-2,5; иногда до 3,5 м3/т,

поэтому об этой характеристике целесообразно заранее запросить грузовладельца. Гигроскопический груз, легко воспринимает влагу из окружающей среды; не следует допускать его увлажнения, так как это активизирует процесс самосогревания. Может быть поражен микроорганизмами, деятельность которых активизируется с повышением температуры и относительной влажности. Не следует при размещении груза допускать контакта его с нагревающимися поверхностями. Следует защищать от искр и открытого огня. При укладке мешков должна быть обеспечена хорошая сквозная вентиляция (см. КАКАО-БОБЫ). Вентиляция должна быть направлена на предотвращение увлажнения груза.

Во время перевозки регулярно должны замеряться и фиксироваться в судовом журнале температуры на различной высоте в грузовых помещениях. Если температура груза превышает температуру наружного воздуха и продолжает повышаться, вентиляция должна быть прекращена. При посещении грузовых помещений следует обращать внимание на содержание кислорода в трюмном воздухе. По согласованию с перевозчиком часто предъявляется к перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ВС ИМ О, 1994 г.

КОПPА, Западная Африка. Тара: тканевые мешки, УПО ­3,0-3,2 м3/т.

КОПPА, Филиппины. Тара: тканевые мешки, УПО - 2,0­2,3 м3/т.

КОПPА, Южная Африка. Тара: тканевые мешки, УПО - 2,0­2,2 м3/т.


КОРА

КОРА корицы - высушенная кора вечнозеленого дерева семейства лавровых, имеет ароматный приятный запах и сладковатый, пряный, слегка вяжущий вкус. Ценный груз. Различают кору корицы китайской, цейлонской; идентичные свойства имеет кора белой корицы, однако менее ценная. Используется как пряность и в медицине. Тара: тканевые мешки. См. КОРА растений или деревьев. Может быть предъявлена к перевозке в размолотом виде - порошок желтовато-коричневатого цвета. Тара: ящики (картон), в которые уложена предварительно расфасованная в потребительскую герметическую упаковку продукция. См. ПРЯНОСТИ и КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.

УПО - 1,7-2,4 м3/т.

КОРА пробкового дерева, Алжир. Используется в основном для производства пробки, тара: тюки, обертки. См. КОРА растений или деревьев.

УПО - 7,3-9 м3/т.

КОРА пробкового дерева, гранулированная. Тара: обертки, ткань паковочная, см. КОРА растений или деревьев.

УПО - 6,4-6,8 м3/т.

КОРА пробкового дерева, Испания. Тара: тюки, обертки, см. КОРА растений или деревьев.

УПО - 5,7-7,0 м3/т.

КОРА растений или деревьев. Содержит лекарственные, дубильные и пр. вещества: может быть предъявлена к перевозке кора акации, дуба, мангра, крушины, корицы, пробковоro, хинного дерева и многие другие. Обычно высушенная до определенной влажности, иногда измельченная. Может иметь специфический запах. Гигроскопичный груз; при увлажнении, а тем более подмочке, плесневеет; подвержен деятельности микроорганизмов, активность которых возрастает с повышением температуры и относительной влажности; при перевозке в условиях высоких температур и низкой относительной влажности - крошится (имеется ввиду не измельченный груз), при этом ухудшается товарный вид и снижается качество и стоимость. Может быть поражена насекомыми (короед и пр.). Оптимальная относительная влажность около 75%, температура особенно не лимитируется (0-25 град.). Тара: тюки, кипы, обшитые паковочной тканью,

УПО в зависимости от технологии подготовки и наименования груза может колебаться в очень широком диапазоне: от 1,6-1,8 (прессованная кора акации) до 7-8 м3/т (кора пробкового дерева), поэтому об этом целесообразно заранее запросить грузоотправителя. Более ценные виды коры могут быть предъявлены к перевозке в тканевых мешках или, если в размолотом виде - порошок, ящиках (картон), в которые уложена предварительно расфасованная в потребительскую тару продукция. Вентиляция должна быть использована для предотвращения (уменьшения интенсивности) образования конденсата и поддержания (по возможности) оптимальной относительной влажности. Грузы, как правило, требуют фитосанитарного (карантинного) контроля. В последние годы покупатели часто требуют также экосертификат - документ, свидетельствующий о радиоактивной не зараженности груза, особенно, если груз поступает из опасных в этом отношении районов (стран). См. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ.

КОРА хинного дерева - измельченная и высушенная кора вечнозеленого дерева семейства мареновых. Запах отсутствует, вкус очень горький, содержит более двух десятков алкалоидов, из которых главную роль играет хинин; используется в медицине. Тара: мешки, обертки, ткань паковочная или тюки, см. КОРА растений или деревьев.

УПО - 3,5-4,2 мЗ/т.


КОРМОВЫЕ ГРУЗЫ

КОРМОВЫЕ ГРУЗЫ (ЖМЫХ, ШРОТ и пр.) - побочные продукты маслобойного производства, используются как корм для с/х животных. Гигроскопические, при увлажнении (а тем более, подмочке) разбухают, плесневеют, ухудшают свои свойства, становятся непригодными к использованию по назначению. Имеют слабовыраженный запах, восприимчивы к посторонним запахам. Обильно пылящий груз, в грузовых помещениях в смеси с воздухом может образовываться взрывоопасная смесь. Оставшееся после отжима в жмыхе масло (жир) может окисляться, что приводит к выделению тепла (самосогреванию) и может привести к самовозгоранию, поэтому эти грузы в соответствие с отечественной и международной классификацией относятся к ОПАСНЫМ грузам. Жмыхи относятся к классу 4.2. См. САМОВОЗГОРАЮЩИЕСЯ ВЕЩЕСТВА. Шрот, благодаря значительно меньшему содержанию масел, менее опасен, в некоторых случаях может не относиться к опасным грузам. Предъявление сертификата с указанием влагосодержания и содержания жира обязательно. Жмых с влагосодержанием менее 5% и больше предельных значений, требуемых нормативными документами, к перевозке не принимается. Превышение указанных параметров способствует процессам самосогревания и самовозгорания. Активизирует эти процессы наличие в грузе ветоши, остатков тары (мешков) и других подобных материалов, особенно загрязненных (маслами, жирами и пр.). Груз может быть поврежден грызунами и/или насекомыми. Груз требует карантинного (фитосанитарного) контроля. Возможная усадка груза во время перевозки насыпью 2-3%. Оптимальный режим хранения: температура не лимитируется (но не выше температуры окружающей среды), относительная влажность - 70-75%. Как правило, эти грузы предъявляются к морской перевозке насыпью в виде муки, стружки или гранул, реже - в тканевых мешках.

УПО колеблется в широком диапазоне от 1,3 до 2,2 м3/т в зависимости от вида груза, поэтому рекомендуется заранее запросить грузовладельца об УПО предлагаемого к перевозке груза.

Остальные свойства, а также особенности перевозки насыпью идентичны см. ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ; при перевозке в мешках ­укладка в соответствии с требованиями МК МПОГ (2-х полосная укладка) и МОПОГ, особенности пере возки идентичны, см. ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА. По согласованию с перевозчиком часто предъявляется к перевозке навалом. Включены в список грузов, перечисленных в Приложениях В или С (в зависимости от свойств) Кодекса ВС ИМО, 1994 г.


КОРНЕВИЩА имбиря

КОРНЕВИЩА имбиря - очищенные (белого цвета) или неочищенные (серые с кольцевыми листовыми рубцами) корневища тропических многолетних травянистых растений семейства имбирных. Ветвистые, с боков сильно сплющенные, вкус жгучий, запах ароматный. Богаты эфирным маслом. Используются в медицине и как пряность. Тара: тканевые мешки,

УПО - 1,8-2,3 мЗ/т

или ящики (картон), в которые уложена предварительно расфасована в потребительскую герметичную упаковку продукция (порошок). Свойства идентичны, см. КОРНИ растений или деревьев и ПРЯНОСТИ.


КОРНИ растений или деревьев

Содержат лекарственные, дубильные и др. вещества. Предъявляются к перевозке в значительных количествах и, перечисленные здесь, широко используются в различных отраслях промышленности и, как правило, не являются особо ценными грузами:

корень мыльный, тара: тканевые мешки, УПО - 1,7-2,6 м3/т;

корень китайский, тара: тканевые мешки, УПО - 2,8-3,1 м3/т;

корень колумбийский, тара: тканевые мешки, УПО - 3,2-3,5 м3/т;

корень солодковый, тара: мешки, обертка, кипы, УПО - 2,5-­2,9 м3/т;

корень маниоки, тара: тканевая обертка, УПО - 2,2-2,5 м3/т и др.

Иногда упаковываются в ящики (картон, фанера). Как видно из представленных (очень ориентировочных) данных, УПО может колебаться в довольно большом диапазоне, поэтому об этой характеристике целесообразно заранее запросить грузоотправителя. Некоторые сведения о менее известных и зачастую более ценных видах представлены ниже. Транспортные свойства идентичны. См. КОРА растений или деревьев. Грузы требуют карантинного (фито­санитарного) контроля.


КОРРОЗИОННЫЕ ВЕЩЕСТВА

КОРРОЗИОННЫЕ ВЕЩЕСТВА - твердые вещества или жидкости, обладающие в их первоначальном состоянии общим свойством повреждать, более или менее сильно, живую ткань. Утечка такого вещества из упаковки может причинить повреждение (порчу) другому грузу и/или судну. Многие из них оказывают сильное воздействие на человека (вызывают ожоги кожи, глаз и слизистых оболочек, опасны при проглатывании и вдыхании); выделяют пары, раздражающие глаза и слизистые оболочки. Некоторые вещества могут выделять токсичные газы в условиях высоких температур. Многие вещества идентифицированы как опасные для окружающей среды.

Все эти вещества обладают в большей или меньшей степени разрушительным воздействием на различные материалы (металлы, стекло, текстиль и пр.), некоторые становятся коррозионными только после контакта с водой или влагой воздуха. Реакция с водой может сопровождаться выделением легковоспламеняющихся, раздражающих и/или коррозионных газов. Некоторые вещества выделяют тепло при реакции с водой или органическими материалами, включая дерево, бумагу, фибру и др. ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ. Класс 8. Коррозионные вещества. См. МОПОГ и МК МПОГ. Могут иметь дополнительные классы опасности 3, 4.1, 4.2, 4.3,5.1 и 6.1.


КОСМЕТИКА

КОСМЕТИКА - (кремы, лосьоны, пудры, пасты и пр.) средства для ухода за кожей, волосами, зубами и пр. См. ПАРФЮМЕРИЯ.


КОФЕ

КОФЕ (В зернах, обжаренных). Тара: бумажные пакеты, иногда с полиэтиленовым вкладышем, упакованные в ящики (картон, фанера),

УПО - 2,4-2,7 мЗ/т,

в случае проницаемой упаковки имеет сильный, приятный запах. В остальном см. КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.

Может быть предъявлен к перевозке в банках (стекло, жесть, пластмасса), упакованных в ящики (картон). См. КОНСЕРВЫ.

УПО - 2,2-2,5 мЗ/т.

КОФЕ (молотый). Тара: банки (стекло, жесть, пластмасса) мас­сой 100-200 г, упакованные в ящики (картон). См. КОНСЕРВЫ.

УПО - 2,4-2,6 м3/т.

Может быть предъявлен к перевозке в бумажных пакетах с полиэтиленовым вкладышем, упакованных в ящики (картон, фанера). СМ. КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ.

УПО - 2,5-3,0 м3/т.

КОФЕ (растворимый). Изготавливается порошкообразный или гранулированный (более высокого качества), тара: банки (стекло, жесть, пластмасса) массой 50-200 г, упакованные в ящики (картон). См. КОНСЕРВЫ.

УПО - 2,8-3,2 м3/т.

КОФЕ В ЗЕРНАХ, зеленый - (кофе-бобы), плоды (семена овальной, реже почти круглой формы, темно-красные, после обработки - светло-серого цвета, 1 - 1,5 см в диаметре) кофейного дерева семейства мареновых, ценный пищевой питательный и стимулирующий продукт. Используется также в медицине. Иногда ошибочно называют кофе-бобы. Наиболее распространен кофе арабика (90%), значительно реже - либерика, робуста и канефора (жароустойчивые растения). Содержит 0,65-2,7% кофеина, в зависимости от сорта. Содержание влаги в зернах должно быть не более 10%, имеют едва уловимый запах, воспринимают посторонние запахи. При большем влагосодержании груз во время хранения и/или транспортировки может заплесневеть, что ухудшает его товарный вид и снижает стоимость, хотя не сильно сказывается на качестве: такой кофе обычно идет в переработку (растворимый кофе низших сортов). Температура не лимитируется, оптимальная относительная влажность, как и равновесная относительная влажность - 60-65%, при этой относительной влажности наружного воздуха вентиляция грузовых помещений наиболее эффективна и целесообразна в режиме "освежение". В оптимальных условиях кофе в зернах может храниться без заметного ухудшения качества довольно долго (до несколько лет). Груз требует карантинного контроля. Обладает достаточной механической прочностью, высота штабелирования лимитируется только прочностными характеристиками тары. Остальные транспортные свойства идентичны см. КАКАО-БОБЫ.

Кофе в зернах является сырьевым продуктом, который находит широкое применение в пищевой промышленности. Перевозка кофе требует выполнения специфических условий, основанных на свойствах этого груза.

Снижение относительной влажности воздуха приводит к сушке, а увеличение - к увлажнению. И тот и другой процесс нежелательный: усушка приводит к ухудшению механической прочности зерен, увлажнение - к развитию микрофлоры, поэтому устанав­ливается предельная влажность для кофе - 10%, при которой груз может быть принят к перевозке.

Для уменьшения потерь от подмочки, укладка груза в трюмах (формирование штабеля) должна производиться с соблюдением определенных правил и рекомендаций. Рекомендуется делать на пайоле настил из досок "решеткой" высотой до 25 см. В грузовых помещениях мешки с кофе укладываются на подстилочную сепарацию, которую подготавливают следующим образом: в направлении тока воздуха укладывают доски или бруски сечением около 50Ч50 мм на расстоянии 700-800 мм друг от друга. На них поперек настилают доски толщиной 20-25 мм вплотную или на расстоянии до 100 мм друг от друга.

Такая сепарация необходима для лучшей аэрации нижних мешков и во избежание подмочки их в случае появления воды на пайоле.

Высота укладки не рекомендуется более 25 ярусов во избежание раздавливания груза в нижних мешках. Между верхним ярусом груза и конструкциями судового набора оставляется свободное пространство не менее 300 мм.
Сверху штабель накрывается 2-3 слоями крафт-бумаги или полиэтиленовой пленки для защиты груза от конденсата.

Для устойчивости штабеля во время качки в массу штабеля укладывают доски, которые своими концами упираются в набор судна.
Тара - новые стандартные тканевые (льноджутовые) мешки, масса - 60-65 кг,

УПО - 1,85-2,0 м3/т.


КРАСКИ

КРАСКИ - однородные суспензии пигментов в пленкообразующих веществах. Изготавливаются на основе олиф (масляные краски), лаков (эмалевые краски), водных растворов некоторых органических полимеров (клеевые краски) и жидкого стекла (силикатные краски), водных дисперсий полимеров (эмульсионные краски). Этот термин включает также лаки, эмали, красители, политуру, олифу и пр. Широко используются в хозяйстве, быту, также в живописи. Образуют при высыхании непрозрачные покрытия, защищающие поверхности от агрессивного влияния внешней среды. Как правило, имеют специфический запах, зачастую пожароопасны, ядовиты, пары могут быть взрывоопасны. Предъявляются к пере возке в банках (жесть), упакованных в ящики (дерево, реже картон),

УПО-1,3-1,5 м3/т

либо в бочках, барабанах (металл), УПО- 1,6-1,8 м3/т.

Если температура вспышки ниже 61 °C. ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ.
См. ЛВЖ. Класс 3.1 или 3.2 или 3.3 в зависимости от температyры вспышки. Могут иметь дополнительный класс опасности 6.1.


КРАФТ-БУМАГА

КРАФТ-БУМАГА - прочная коричневато-серого цвета бумага, изготавливается из крафт-целлюлозы, используется преимущественно для изготовления бумажных мешков, упаковки товаров и как сепарационный материал. Предъявляется к перевозке обычно в рулонах. См. БУМАГА (в рулонах) и БУМАЖНАЯ ПРОДУКЦИЯ. УПО - 1,6-2,0 м3/т.


КРАФТ-МЕШКИ

Кипы обычно имеют форму параллелепипеда, две грани которого выпуклые, а остальные четыре - плоские. Кипы обшивают тканью и перевязывают металлическими лентами, проволокой или бечевкой. Грузы, упакованные в кипы, обычно являются гигроскопическими, легко воспринимающими влагу, но медленно высыхающими.

При приеме кип необходимо проверить соединение концов стальной ленты, которое не должно выстyпать над гранями кипы во избежание повреждения упаковочной ткани других кип.

Плохая укладка грузов, упакованных в кипы, перетянутые металлическими лентами, может стать причиной пожара на судне, так как трение металлических лент кип друг о друга может вызвать появление искры.

УПО - 2,30 м3/т.


КРАХМАЛ

КРАХМАЛ - основная часть важнейших продуктов питания; получают из злаков (рисовый, кукурузный, пшеничный и др.), корневищ и клубневидных корней (картофеля, батата, маниоки и др.) и из сердцевины стволов некоторых пальм (саго и др.): в пшеничной муке содержание его достигает 75-80%, в картофеле - до 25%. в кукурузе - до 20%, в саго, маниоке, бататуту, арроуте - 20-50%. При меняется в пищевой промышленности, медицине, а также при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев и др. Гигроскопический груз, подвержен деятельности микроорганизмов, активность которых возрастает с увеличением влажности и температуры. При подмочке плесневеет, приходит в негодность, не может быть использован в пищевой промышленности. Пылящий груз, восприимчив к посторонним запахам. Предъявляется к перевозке обычно в плотных тканевых или синтетических.

КРАХМАЛ картофельный. Тара: тканевые мешки, УПО ­1,7-1,8 м3/т.

КРАХМАЛ кукурузный. Тара: тканевые мешки, УПО - 1,6-1,8 м3/т.

КРАХМАЛ пшеничный. Тара: тканевые мешки, УПО - 1,6-1,7 м3/т.


КРОВЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

КРОВЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (бризол, толь, рубероид и пр.) - предъявляются к перевозке в ящиках (дерево). Имеют специфический запах, в условиях высоких температур и низкой относительной влажности трескаются, слипаются, ухудшают свои свойства, не могут быть использованы по прямому назначению. На них также плохо влияют колебания температуры и относительной влажности. Оптимальные условия хранения: температура ­5-15 °C. при относительной влажности около 80%, вентиляция не требуется. Предпочтительный режим перевозки - герметизация грузовых помещений. УПО - 1,4-1,8 м3/т.


КРУПА

КРУПА - пищевой продукт, вырабатываемый из зерен некоторых злаковых культур, в оптимальных условиях может храниться без ухудшения качества до нескольких лет. Свойства в какой-то мере идентичны злаковым (см. ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ), но проявляются в значительно меньшей степени. Процессы дыхания практически отсутствуют, самосогреванию не подвержена. Кондиционное влагосодержание в зависимости от вида может колебаться от 10 до 14%, при предъявлении к морской перевозке - не более 15%. В остальном см. ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА.

КРУПА гречневая. Тара: тканевые мешки, УПО - 1,5-1,7 м3/т.

КРУПА кукурузная. Тара: тканевые мешки, УПО - 1,6­-1,8 м3/т.

КРУПА манная. Тара: тканевые мешки, УПО - 1,6-1,7 м3/т.

КРУПА овсяная. Тара: тканевые мешки, УПО - 1,8-1,9 м3/т.

КРУПА рисовая. Тара: тканевые мешки, УПО - 1,8-1,9 м3/т.


КУКУРУЗА

КУКУРУЗА (маис) - зерна (семена) однолетних травянистых растений, из них изготавливаются: крупа, мука, крахмал, спирт, кукурузное масло. Как правило, перевозится насыпью, реже - в тканевых мешках. В большей степени, чем другие зерновые грузы подвержены самосогреванию и это обстоятельство следует учитывать при погрузке и перевозке. Не пылящий груз.

К погрузке кукурузы следует относиться с большим вниманием. По внешнему виду зерен и отсутствию пыли обычно трудно установить ее влагосодержание и, следовательно, пригодность к перевозке. Необходим постоянный контроль за поступающим на борт грузом, особенно его влагосодержания. Для этого рекомендуется время от времени разрезать несколько зерен и, если внутренность их окажется мягкой, появляются большие сомнения в кондиционном влагосодержании груза.

Если после сильного сжатия горсти зерен они будут склеиваться друг с другом - это тоже признак повышенного влагосодержания. Наличие в грузе, предъявленном к перевозке насыпью, остатков тары, особенно увлажненной или, тем более, промасленной, активизирует процесс самосогревания; известны случаи самовозгорания кукурузы, хотя груз к опасным не относится. Остальные свойства см. ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ.