Транспортные характеристики грузов - Б

 


БАББИТЫ

Антифрикционные металлические сплавы (на свинцовой или оловянной основе), обладающие низким коэффициентом трения; употребляются для подшипников и трущихся деталей машин. Тяжелый нейтральный груз. Тара: ящики (дерево). УПО—0,2-0,3 м.куб/т.


БАКЛАЖАНЫ

Плоды одно- и многолетних травянистых растений семейства пасленовых. Овощная культура. Содержат сахара, белки, дубильные вещества, витамины и пр. Оптимальный режим хранения: температура — 6-10°С, относительная влажность— 85-90%, скорость движения воздуха — 0,1 м/сек, кратность подачи свежего воздуха — 2 обм/час. Тара: ящики (дерево). УПО—1,7-2,0 м.куб/т.


БАМБУКОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Широкий диапазон бытовых изделий: шторы, жалюзи, занавески и пр. Могут быть повреждены при подмочке. В остальном нейтральный груз. Тара: тюки, ящики, обертки. УПО— 4-6 м.куб/т.


БАМБУК в связках

Высушенные стволы одноименной группы древовидных злаков, очень легкий груз. Может быть поврежден при увлажнении (подмочке). Используется для легких построек, спортивного инвентаря, мебели и пр. Не совместим с влаговыделяющими и пылящими грузами. При необходимости перевозки на верхней палубе следует иметь согласие грузоотправителя. УПО—7-9 м.куб/т.


БАНАНЫ

БАНАНЫ — Плоды многолетних травянистых растений, произрастающих в тропической и субтропической зонах. Банановый куст называют связкой. Связка состоит из расположенных на разных уровнях кистей, которые и предъявляются к перевозке в настоящее время (ранее бананы перевозились в связках-банчах, упакованных в крафт-бумагу).

Бананы по своим качествам являются ценным, питательным продуктом, содержащим: воды —75%, сахара — 16,2%, крахмала — 5,4%, жира — 0,4%, азотных веществ — 1,4%, клетчатки — 0,6%. В плодах бананов содержится калий, фосфор, железо, натрий, марганец, сера, магний, медь, а также витамины. Большое значение при перевозках придается степени зрелости бананов, которая определяется по форме плодов и состоянию пульпы. Формирование оптимально развитого банана (полное созревание) завершается через 120 сут. после цветения.

К морской перевозке должны предъявляться свежесобранные бананы — зрелость сбора урожая "3/4" (возраст 90 суток); если погружен более зрелый груз: "полные 3/4" (возраст 100 суток), то существует реальная опасность, что в процессе перевозки может начаться процесс полного созревания груза. Остановить этот процесс нельзя; при созревании бананы выделяют этилен (этен), газ с резким специфическим запахом (по этому запаху можно своевременно определить начало процесса созревания), который в свою очередь активизирует созревание остального груза. Наилучший выход, хотя и не всегда возможный — удалить коробки с созревающим грузом из трюма и/или следовать в ближайший порт для экстренной выгрузки. Бананы предъявляются к морской перевозке в ящиках (картон), имеющих на торцевых стенках вентиляционные отверстия (бананы чрезвычайно требовательны, в большей степени, чем любой другой груз, к интенсивному вентилированию).

Оптимальная температура хранения: 12-14°С в зависимости от сорта (обычно грузовладелец в письменном виде указывает температуру перевозки и требует, чтобы колебания температуры не превышали 0,2°С от заявленной), относительная влажность — 85- 90%, кратность вентилирования — 60 обм/час, интенсивность подачи свежего воздуха — 5 обм/час. Выполненные экспериментальные исследования показывают, что при колебаниях температуры в течение морского перехода плюс/минус 1°С брак бананов может увеличиться за время перевозки в 4-6 раз (по сравнению с требуемой точностью 0,2°С) при всех прочих равных условиях. Наиболее низкая температура охлаждения бананов — 11,4°С; зеленые бананы переносят температуру 1-2°С в течение не более 1 часа (без последствий), переохлаждение их в течение более длительного времени приводит к застуживанию (заболеваниям от переохлаждения). Во время погрузки следует периодически производить осмотр поступающего на борт груза (на предмет определения степени зрелости бананов, температуры пульпы и пр.), иногда для этой цели приглашается сюрвейер независимой организации. Поврежденные во время осмотра плоды необходимо выбрасывать из ящиков. Результаты осмотра следует фиксировать в судовом журнале. УПО — 3,5-4,0 м.куб/т.


БАРИТЫ

(Сульфат бария) кристаллический рудный минерал, комки и мелочь. Применяется для изготовления красок текстильных материалов, в качестве наполнителя при производстве бумаги и др. Влажность 1-6%. Обычно по согласованию с перевозчиком предъявляются к перевозке навалом. УПО—0,33-0,35 м.куб/т.  


БОБОВЫЕ ГРУЗЫ

(Бобы, фасоль, чечевица, горох, соя и пр.) — плоды (бобы) одно-, двухлетних растений, семейства бобовых; используются в пищевой промышленности и как добавки к кормам с/х животным. Гигроскопические (идентичны ЗЕРНОВЫМ ГРУЗАМ). Процессы дыхания выражены слабо. При повышенной влажности набухают, увеличиваются в объеме, плесневеют, ухудшают свои качества. Чем выше температура, тем интенсивнее протекают эти процессы. Повышенная влажность вредна и опасна тем, что вызывает активное развитие микроорганизмов и увеличивает температуру груза, в результате чего он ухудшает качество и может быть испорчен. Имеют слабовыраженный запах, восприимчивы к посторонним запахам. Могут быть заражены насекомыми и вредителями. Не пылящие. Как правило, не склонны к самосогреванию и самовозгоранию. Требуют карантинного (фитосанитарного) контроля. Оптимальные условия хранения: температура — 10°С, относительная влажность — 65-70%. Вентиляция необходима. Несовместимы с пылящими, имеющими запах и влаговыделяющими грузами.

Предъявляются к морской перевозке в тканевых мешках или навалом. УПО приведен в мешках, м.куб/т.; при перевозках навалом — на 10% меньше: бобы—1,54-1,70; горох—1,40-1,65; фасоль— 1,90-2,00; соя—1,40-1,70; чечевица— 1,40-1,45.


БОКСИТЫ

Глиноподобная и землистая руда коричневато-желтого цвета. Основная руда для производства алюминия, комки и порошок. Влажность до 10%. Обычно по согласованию с перевозчиком предъявляются к перевозке навалом. УПО—0,72-0,84 м.куб/т.


БРЕЗЕНТ

Грубая, плотная льняная или х/б ткань, пропитанная водоупорными или противогнилостными составами; тара: кипы, тюки (обшитые паковочной тканью и стянутые контрольными лентами). Иногда предъявляется к перевозке в рулонах: Опасными свойствами не обладает. УПО-1,8-2,6 м.куб/т.


БРОНЗА

Сплав меди с оловом и другими металлами (свинцом, алюминием), широко применяется в машиностроении и пр. Нейтральный тяжелый груз. Обычно предъявляется к перевозке в слитках, чушках, сформированных в пакеты; прутках, полосах, лентах (связки, пакеты). УПО—0.25-0,35 м.куб/т. Может быть предъявлен к перевозке в виде порошка, тара: ящики (дерево). УПО—1,0-1,4 м.куб/т.


БУМАГА

Материал, преимущественно из растительных волокон, известно свыше 600 видов, по назначению группы бумаги подразделяются:
- для печати и обоев (газетная, офсетная, типографская, этикеточная, для переплетного материала, обоев и пр.);
- для письма, черчения, рисования и машинописи (писчая, почтовая, машинописная, копировальная, чертежная, калька бумажная, рисовальная, чертежная прозрачная и пр.);
- электроизоляционная, телефонная, конденсаторная, изоляционная трансформаторная и др.;
- оберточная или упаковочная (упаковочная, битумированная и дегтевая, для спичечных коробок, упаковочная для чая, пергамент, под пергамент, мешочная, пачечная двухслойная для упаковки папирос и сигарет, для упаковки продукции на автоматах, оберточная, двухслойная упаковочная, парафинированная, двухслойная водонепроницаемая, для упаковки текстильных товаров и изделий, прокладочно-упаковочная, противокоррозионная и пр.);
- папиросная (мундштучная, папиросная, сигаретная, курительная);
- впитывающая или фильтровальная (фильтровальная лабораторная, фильтровальная для воздуха, для фильтрования масел и пр.);
- промышленная техническая и для аппаратов (патронная, для текстильных патронов и конусов, перфокарточная, для гофрирования, диаграммная, для оклейки бумажно-беловых товаров и картонажной продукции, материал переплетный на бумажной основе, электрохимическая, для перфорированной ленты и пр.), а также другие виды. Характеризуется массой 1 м2 (4-250 г), толщиной, механической прочностью, цветом, белизной, гладкостью и пр. Предъявляется к морской перевозке в пачках (кипах), ящиках или в рулонах в зависимости от вида и назначения.


БУМАГА (в рулонах)

Размеры рулонов могут отличаться по высоте от 350 до 1800 мм (широкоформатных — до 2600 мм); диаметр — 350-1000 мм (широкоформатных —до 1500 мм). Масса рулонов колеблется от 600 до 1300 кг (широкоформатных — 1800-2700 кг). Торцы рулонов во избежание повреждения могут быть защищены деревянными дисками или оклеены в несколько слоев прочной толстой упаковочной бумагой. Иногда с этой же целью также оклеивается и боковая поверхность рулона. Рулоны очень неудобный груз для перегрузочных работ, их нельзя сбрасывать, волочить и кантовать с упором на кромку, они легко подвергаются механическим повреждениям при малейших нарушениях технологии погрузки. Механические повреждения грузовых мест идентичны (см.: СТАЛЬ в рулонах). Как правило, в грузовых помещениях рулоны следует устанавливать вертикально, на торец с максимальной плотностью. Последний ярус может быть уложен на образующую. Рулоны должны быть надежно закреплены во избежание возможного смещения: даже незначительный сдвиг их во время морского перехода (зачастую не представляющий серьезной угрозы для безопасности судна) может привести к механическим повреждениям отдельных грузовых мест, на что обычно обращает серьезное внимание грузополучатель. УПО—1,9-2,6 м.куб/т.


БУМАГА (листовая)

Упаковывается в пачки, которые обернуты несколькими слоями плотной упаковочной бумаги. Пачки закладываются между деревянными щитами, набранными из плотно прилегающих одна к другой дощечек, скрепленных двумя-тремя планками. По этим планкам кипу затягивают проволокой или чаще стальной лентой. Обычные размеры кип: длина — 80 см, ширина — 60 см, высота — 37-49 см. Масса колеблется от 150 до 200 кг, иногда достигает 400 кг. УПО-1,5-1,9 м.куб/т.


БУМАГА высокосортная (листовая)

Тара: пачки укладываются в картонные ящики и в таком виде предъявляются к перевозке. Свойства выражены менее рельефно. Такая тара наиболее надежно предохраняет содержимое от повреждений. УПО — 1,5-2,0 м.куб/т.


БУМАЖНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Изделия целлюлозно-бумажной промышленности, включает в себя бумагу, картон и изделия из них. Абсолютная влажность: бумаги — 4-10%, картона — 5-11%. Масса 1 м2 (в граммах): бумаги — 16-250, картона — 250-2400. Гигроскопический груз, впитываемая влага оказывает вредное влияние на продукцию: изменяет цвет, оставляет пятна, после высыхания — коробится. Под влиянием солнечного света — выцветает, местами меняет цвет. Подвержена загрязнению, пылеемкая, легко впитывает любые жиры и нефтепродукты, отчего ухудшает качество и/или приходит в негодность, а также посторонние запахи. Обладает высокой теплоемкостью и сравнительно низким коэффициентом теплопроводности, поэтому процессы нагревания и

охлаждения груза, особенно в плотном штабеле, происходят очень медленно. Чувствительна к механическим повреждениям и деформации, что следует учитывать при проведении грузовых работ и перевозке. Особой осторожности из-за ее высокой стоимости требует перевозка высокосортной белой бумаги (для множительных аппаратов и пр.). Бумага, обработанная ненасыщенным маслом и копировальная бумага, не полностью высушенная, склонна к самовоспламенению и поэтому относится к ОПАСНЫМ ГРУЗАМ. Класс 4.2.


БУРА

Однородное зернистое вещество, размер гранул до 1,4 мм. Очищенная — белого цвета, в сыром виде имеет желтоватый цвет. Может быть пыльным: при вдыхании пыль вызывает раздражение, но не является ядовитой. Гигроскопична, при увлажнении слеживается, обладает сильными абразивными свойствами. Компонент флюсов для варки металлов, шихты для глазурей, стекла; антисептик и консервирующее средство. По согласованию с перевозчиком часто предъявляется (особенно сырая) к морской перевозке навалом, угол естественного откоса около 35°. УПО — 0,9-1,1 м.куб/т. — мешки (обычно бумага).


БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

(Холодильники, морозильники, микроволновые печи, телевизоры, стиральные машины и др.) предъявляется к перевозке в обрешетках (дерево) или ящиках (дерево, чаще картон), изделия предварительно проложены различными синтетическими упаковочными материалами, которые четко фиксируют положение изделия в таре. Боится подмочки; активизируется процесс ржавления (особенно в условиях повышенной засоленности морского воздуха) при высокой температуре и относительной влажности; подвержена механическим повреждениям, особенно в картонной таре. Чувствительна к ударам, вибрации. Оптимальная температура хранения — 5-20°С при относительной влажности — 75%. При погрузке не следует кантовать грузовые места, имеющие соответствующую маркировку. Сам груз вентилирования не требует, однако при перевозке вентиляцию следует использовать для предотвращения (или уменьшения интенсивности) образования конденсата в грузовых помещениях и увлажнения грузовых мест, особенно при пересечении судном различных климатических зон. УПО— 2,5-4,5 м.куб/т.