Тара и упаковка грузов

Грузы на основании действующих стандартов на продукцию в зависимости от вида упаковки делятся на три группы:

  • транспортируемые в таре;
  • транспортируемые без тары с частичной защитой отдельных узлов (деталей);
  • транспортируемые без тары.

Тара и упаковка грузов

В зависимости от того, какие факторы внешней среды являются опасными для данного вида груза, применяют различные виды тары:

- жесткую - ящики (дощатые, фанерные, решетчатые), бочки (металлические, пластмассовые, деревянные), цистерны металлические и бидоны, барабаны фанерные, бутыли и бутылки стеклянные;
- полужесткую - корзины плетеные, решетки, коробки картонные;
- мягкую - ткани, полимерная пленка, бумага.

Помимо наружной оболочки, для обертки и прокладки товаров помещенных внутри, применяют упаковочные материалы: картон, бумагу, фольгу, пенопласт и др.

Состояние тары при приемке груза на судно должно всегда находится в центре внимания судовой администрации. Каждое место должно быть осмотрено с целью установления исправности упаковки, соответствия ее грузу и условиям перевозки на данном судне.

Неисправность, недостаточная прочность тары, наличие на ней следов вскрытия, плесени или подмочки, течи либо иных дефектов могут служить свидетельством того, что груз недостаточно транспортабелен. Его либо не принимают к перевозке, либо принимают с внесением в коносамент оговорки об обнаруженных дефектах. При отсутствии таких оговорок (чистый коносамент), порча груза, снижение его сортности, недостача, превышение установленных размеров естественной убыли массы могут быть отнесены на счет перевозчика.

Тарой называется изделие, в которое помещаются готовая продукция, полуфабрикаты или сырье для качественной и количественной сохранности при транспортировании от места производства или заготовки продукции до места ее потребления и хранения. Масса упаковываемого груза является главным фактором, влияющим на выбор тары для транспортировки.


Виды тары

 

Унифицированные блоки грузов

Унифицированные блоки грузов применяются в основном для снижения затрат на тару и материалы для ее изготовления; они обеспечивают значительные преимущества и с точки зрения уменьшения потерь и повреждения груза при правильной транспортировке. Последнее возникает, когда унифицированный блок груза создается на наиболее ранней стадии процесса транспортировки, а разбирается, возможно, позднее.

В дополнение к типичным случаям использования данных блоков в ряде случаев они создаются для специального применения, например, для повторно используемой тары, обеспечивающей защиту от хищений грузов. В целях унификации грузов многие транспортные фирмы предоставляют грузоотправителям контейнеры и поддоны, трейлеры и полутрейлеры.

Тара из фибрового картона

Тара из фибрового картона (твердого или рифленого) является легкой, дешевой и удобной для транспортировки тарой в виде ящиков или коробок, существенным образом способствующей снижению опасности потерь и повреждений грузов. Однако, несмотря на то, что фибровый картон пригоден для самых различных упаковок и условий упаковки, его возможности зависят от следующих факторов:

  • сопротивление сжатию;
  • прочности линий бороздок;
  • сопротивления прокалыванию;
  • способности сопротивляться ослабляющему воздействию влаги;
  • массы пакуемого груза.

Деревянные ящики

Деревянные ящики. Стойкость древесины и ее способность задерживать удары и толчки является важным фактором выбора деревянной тары. Древесина, используемая для изготовления тары, может быть мягкой и твердой. Характерной особенностью мягкой древесины является то, что она тяжело раскалывается и имеет средние показатели прочности, способности удерживать гвозди и сопротивляемости ударам. Твердая древесина имеет более заметную тенденцию к раскалыванию, ее древесные слои часто деформируют гвозди, а также большую прочность и сопротивляемость ударам по сравнению с мягкой древесиной. Основные преимущества деревянных ящиков, сколоченных гвоздями, заключаются в следующем:

  • максимальная защита содержимого в нем груза от повреждений в виде проколов, деформаций или поломок;
  • способность обеспечивать опору для транспортируемого груза во время перевозки и хранения;
  • пригодность для размещения в ящике сложных деревянных перегородок и обвязок;
  • простота изготовления

К недостаткам относятся:

  • повышенное соотношение массы тары к объему помещенного груза;
  • отсутствие водонепроницаемости;
  • наличие тенденции к постепенному разрушению.

Тара из перекладин

Тара из перекладин – открытая и закрытая. Если транспортируемый груз слишком велик для размещения в ящике или контейнере, то применяется тара в виде остова из перекладин, для выбора которой необходимо учесть ряд основных факторов:

  1. для перемещения тары без чрезмерного уклона каждое из трех размерений не должно превышать 9 м, а масса груза 5000 кг. Тару таких размеров и массы можно перемещать стандартным погрузочно-разгрузочным оборудованием. Более крупные и тяжелые грузы требуют специального оборудования;
  2. требования к необходимой защите зависят от характера содержимого и предполагаемых трудностей погрузки-выгрузки;
  3. если разборка транспортируемого груза позволяет уменьшить размер остова тары. Однако не следует разбирать грузы до уровня, когда для разборки требуются специальные инструменты или квалифицированный персонал;
  4. распределение массы должно быть таким, чтобы центр тяжести груза совпал с геометрическим центром остова.
  5. груз следует прикрепить к основанию тары;
  6. между транспортируемым грузом и внутренними поверхностями остова тары следует предусмотреть зазор не менее 25 мм, чтобы обеспечить возможность ее деформации;
  7. основание остова тары выполняется с учетом надлежащей опоры для содержимого груза. Основными видами оснований являются рамы, часто используемые для уменьшения объема, и полозы.

Многооборотная тара из синтетических материалов

В качестве данной тары используется разнообразный ассортимент ящиков из синтетического материала с размерами основания 400х300 и 600х400 мм. Емкость ящиков может быть в интервале от 20 до 130 л. Ящики имеют крышки, которые состоят из двух частей, соединяемых по линии типа гребенки. Ящики пломбируются пломбами одноразового использования.

В порожнем состоянии ящики вкладываются один в другой, что уменьшает их объем на 75%. Многооборотная тара не только обеспечивает сохранность грузов во время транспортировки, но и исключает несанкционированный доступ.

Мешки и кули

Многие насыпные грузы экономически целесообразно транспортировать в гибкой таре типа мешков и кулей. Их главное преимущество заключается в сравнительно малой массе по сравнению с содержимым, а также связано с гибкостью, удобством заполнения и выгрузки, минимально требуемыми габаритами для хранения и малой себестоимостью изготовления.

Виды мешков и кулей:

  • хлопчатобумажные посылочные мешки;
  • льно-джуто-кенафные и водонепроницаемые текстильные мешки;
  • полиэтиленовые или иные пластиковые мешки;
  • бумажные кули для отправки грузов.

Кипы и тюки

Кипы и тюки бывают сжатыми (как, например, для хлопка-сырца, шерсти и отходов бумаги) или свободными (как, например, для отправки некоторых мягких грузов, включая текстиль, ткани, меха, ковры и т.п.).

Грузы, особенно подверженные загрязнению, увлажнению, порезам и повреждениям в местах подвеса на крюк, требуют внутренней защиты, обычно в виде влагонепроницаемой защиты, обвертки из фибрового картона, а для уменьшения повреждений в местах подвеса на крюк – наличие «ушек» в углах кипы. Кроме того, на кипах следует четко и ясно помещать условные маркировки относительно способов погрузки-выгрузки.

Барабаны, бочки и фляги

Барабаны, бочки и фляги пригодны для разного использования. Например, в них можно помещать жидкости, полужидкости, порошки, стружкообразные и зернистые химические вещества. Они обеспечивают хорошую защиту для хрупких и дорогостоящих устройств; их также широко применяют для перевозки опасных, горючих, коррозийных и кислотных грузов.

Данная тара предохраняет груз от распыления и проникновения влаги и может быть устойчивой по отношению к водяному пару, а также создает помеху для хищения грузов. Материалами для ее изготовления служит фибровый картон, бумажные композиты, дерево, фанера, сталь, алюминий и полиэтилен и другие полимерные материалы; она может быть как наружной, так и внутренней, а также однократного и повторного использования.