Такелажное оборудование

Такелаж - совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи, прутки) для крепления рангоута, управления парусами, грузоподъемных работ, подъема и спуска флагов и сигналов и т. п. Наиболее развит такелаж у парусных судов. Его разделяют на стоячий и бегучий, а последний, в свою очередь, на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Стоячий такелаж служит для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Основные снасти стоячего такелажа - ванты, фордуны и штаги. Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны - сзади и отчасти с боков, штаги - спереди в ДП судна.

Такелаж Бегучий такелаж рангоута служит для перемещения подвижных частей рангоута из нерабочего положения в рабочее. К нему относятся фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты, эрнс-бакштаги. Бегучий такелаж парусов предназначен для обслуживания непосредственно парусов и управления ими. К нему относятся: фалы парусов, ниралы, шкоты и контра-шкоты парусов, галсы, гордени и гитовы.

Растительные тросы

По материалу изготовления растительные тросы подразделяются на пеньковые, манильские, сизальские и кокосовые.

Пеньковый трос изготавливается из волокон конопли и льна бельным (несмоленым) и смоленым. Смоленый трос имеет массу примерно на 12% больше, а прочность на 25% ниже, чем бельный. Однако срок его службы больше благодаря лучшей защите от атмосферного влияния. Пеньковые тросы растягиваются до 10% первоначальной длины. Потемневший, матовый цвет пенькового троса означает, что трос лежалый, малопригодный; такой трос имеет неприятный запах.

Манильский трос изготавливается из волокон стеблей бананового дерева обычно бельным, но иногда и смоленым. По сравнению с пеньковым манильский трос легче и обладает большой гибкостью. Он мало намокает, быстро высыхает, плавает на воде, в связи с чем применяется в качестве спасательных концов и швартовов.

Сизальский трос изготавливается из агавы бельным. Он плавает на воде, но по прочности и эластичности уступает манильскому, а при замерзании становиться хрупким.

Кокосовый трос эластичен, имеет прочность примерно в 4 раза, а массу в 2 раза меньше, чем пеньковый смоленый трос одинакового диаметра.

Основной размерной характеристикой растительного троса является длина окружности поперечного сечения. Для ее определения проводят 10 замеров в разных по длине троса: среднее арифметическое этих замеров принимают за размер окружности троса.

Растительный трос, длина окружности которого меньше 25 мм, называется линем. Линь в 2 нити (бельный и смоленый) называется шкимушгаром. Линь в 3 нити (бельный и смоленый) наз. юзенем.

Тросы длиной окружности 100-150 мм называются перлинями; от 150 до 330 мм – кабельтовами, а более 330 мм – канатами.

Стальные тросы

Стальные тросы изготавливаются из стальной оцинкованной проволоки от 0,2 до 3,0 мм и подразделяются на:

жесткие – тросовой работы по 6 прядей при 7 проволоках в пряди с одним сердечником. Жесткий стальной трос, выделанный из сравнительно толстых проволок, употребляется для стоячего такелажа – вант, штагов, неподвижных шкентелей, канатных стопоров и т.п.;

полужесткие – тросовой работы в 6 прядей при 19 и 37 проволоках в пряди; применяется для стоячего такелажа на малых судах и подъемных устройств;

гибкие – тросовой работы в 6 прядей при 24 и 30 тонких проволоках в пряди с 7 пеньковыми сердечниками. Гибкий стальной трос, выделанный из тонких проволок, употребляется для бегучего такелажа, швартовов, буксиров, шлюпочного рангоута, грузового устройства и т.п.;

бензельные – из 7 или 19 мягких отожженных проволок; применяются при такелажных работах.

О качестве стальных тросов можно судить по их внешним признакам: они не должны иметь оборванных проволок, прядей, колышек, ржавчины и отслоений оцинковки; все проволоки троса должны плотно прилегать друг к другу.

Синтетические тросы

Синтетические тросы изготавливают из волокон синтетических полимеров: нейлона, капрона, лавсана, полипропилена и др. Такие тросы обладают рядом преимуществ перед растительными и стальными тросами:

  • высокой эластичностью и гибкостью как в сухом, так и во влажном состоянии;
  • неподверженностью влиянию кислот, щелочей, нефти, моющих средств, гниению, действию морских водорослей, грибков и других микроорганизмов;
  • значительно меньшей массой и большей прочностью: например, капроновый трос прочнее пенькового в 3 раза при одинаковой с ним толщине, а равнопрочный с пеньковым капроновый трос в 5 раз легче.
К недостаткам синтетических тросов можно отнести следующие:

  • накапливание на поверхности тросов заряда статического электричества; повышенная скользкость: обычные узлы, сплесни и накладки на кнехты обладают плохой держащей силой;
  • недостаточная устойчивость под воздействием высоких температур и солнечных лучей, относительно быстрая изнашиваемость.

Цепи

Вместо тросов не редко применяют цепи – такелажные, грузовые, оплотные и др., представляющие собой овальные звенья без контрфорсов; различают короткозвенные и длиннозвенные, а также калиброванные и некалиброванные цепи. Цепи применяют там, где требуется высокая прочность, стойкость против коррозирующего действия морской воды, нагрева и истирания, например для изготовления переносных цепных стопоров, бортовых лееров и т.п. Такелажная цепь в 3 раза, а грузовая в 4,5 раза крепче, чем стальной трос того же диаметра.

Недостатками цепей являются: большая по сравнению с тросами масса; малая эластичность при натяжении (жесткость); опасность разрыва при низких температурах; хрупкость при резких изгибах; трудность выявления дефектов по наружному осмотру и др.

Элементы подъемных устройств

Гордень – трос, проходящий через закрепленный за опору одношкивный блок; служит для изменения направления тяги; выигрыша в силе не дает. Механическая тяга для подъема с помощью горденя людей недопустима.

Тали – система соединения одного неподвижного и одного подвижного блоков с тросом, дающая выигрыш в силе за счет проигрыша в пути. По числу шкивов в блоках тали разделяются на одно-, двух-, трех-, четырехшкивные и т.д. В зависимости от назначения тали имеют специальные названия: шлюп-тали, хват-тали для подъема небольших тяжестей, гини-тали с большим числом шкивов.

Талрепы бывают простыми (основанными из растительного троса) и винтовыми. Последние бывают одинарными, двойными, открытыми, закрытыми и вертлюжными. На вертлюжный талреп допускается нагрузка до 12500 кгс; на открытые и закрытые талрепы – 21000 кгс. Концы винтовых талрепов оканчиваются проушинами, гаками или скобами, предназначенными для прикрепления к ним снастей и других деталей.

Блоки бывают деревянные и металлические. Для стальных тросов необходимо употреблять только металлические блоки с такими же шкивами. Для изменения направления тяги применяются деревянные и металлические канифас-блоки с особой оковкой.

Гаки изготавливают из мягкой стали. По своей форме они весьма разнообразны. Верхняя часть гака называется обухом, средняя (рабочая) – спинкой, а открытая (выступающей) – носком. В зависимости от назначения делятся на: храпцы (складные гаки) – двойной обыкновенный гак; глаголь-гак – составная часть стопоров; вертлюжный гак – без обуха, вращающийся в оковке блока, и др.

Скобы бывают прямые и закругленные: они снабжены обыкновенными болтами с чеками, гайками или винтовыми болтами, ввинчиваемыми в лапку скобы.

Коуши круглой, овальной или треугольной формы изготавливают из стали или чугуна. Для растительных тросов применяют только стальные коуши; для стальных тросов – стальные и чугунные, но только овальной формы.