Суда на воздушной подушке (СВП или hovercraft) представляют собой особый вид транспортного средства, обладающего невероятной проходимостью. Все суда на воздушной подушке работают по одному принципу – под днищем корпуса специальными воздухонагнетателями создается избыточное давление воздуха, которое приподнимает судно над поверхностью.
Отсутствие трения о поверхность позволяет значительно снизить сопротивление движению. Поступательное движение такого судна обеспечивают воздушные винты, расположенные, как правило, в корме.
Исходя из способа создания, воздушные подушки можно разделить на статические (создаваемые вентилятором) и динамические (создаваемые за счёт повышения давления при движении судна вблизи опорной поверхности).
Все СВП на статической воздушной подушке подразделяются на суда с полным отрывом от воды в основном режиме движения (СВП амфибийного типа), которые способны двигаться по разным типам поверхности – по воде, льду, ровному грунту, болотистой местности, песчаным пляжам), и на суда с неполным отрывом от воды (СВП скегового типа), которые могут осуществлять движение только по воде.
При заданных массе и скорости судну на воздушной подушке требуется мощность в 3–4 раза больше, чем, к примеру, обычному автомобилю; столько же они проигрывают и обычным водоизмещающим судам. Однако, для движения СВП требуется в 2–4 раза меньшая мощность, чем для полета самолетов или вертолетов. СВП находят применение в тех случаях, когда не может быть эффективно использован какой-либо другой транспорт.
Военные СВП могут доставлять десантные группы с большого десантного корабля на берег со скоростью до 140 км/ч. На сегодняшний день американские десантные катера на воздушной подушке LCAC 100 class (Ship-to-Shore Connector (SSC)) позволяют транспортировать до 74 тонн грузов. Этого более чем достаточно для перевозки танка M1A1 Abrams — самой тяжелой спецтехники в арсенале армии США.