Охлаждение цилиндровых втулок

Охлаждение рубашечного типа осуществляется путем циркуляции охлаждающей пресной воды в пространстве между наружной поверхностью втулки и внутренней поверхностью рубашки или блока цилиндров («зарубашечном» пространстве). Водяное пространство должно быть продолжено за пределы верхнего торца втулки. Для уплотнения нижней части втулки применяют кольца из силиконовой резины, которые вставляются в пазы наружной поверхности втулки, позволяя ей свободно расширяться при повышении температуры. Верхний конец уплотняется по посадочной поверхности фланцевой части.

Охлаждающая вода входит в нижнюю часть рубашки, проходит вверх и выходит в верхней части, по пути охлаждая крышку цилиндра. Конфигурация зарубашечного пространства и каналов охлаждения должна обеспечивать беспрепятственную циркуляцию воды и удаление попадающего в систему воздуха.

Сверление каналов охлаждения выполняется в утолщенных частях втулки, чтобы обеспечить подвод охлаждающей воды ближе к нагреваемым поверхностям. Прямые отверстия просверливаются под определенным углом в криволинейных утолщениях так, чтобы обеспечить эффективное охлаждение с минимальной потерей прочности детали. Расположение сверлений вблизи нагреваемой поверхности существенно снижает термические напряжения во втулке.

Сверление каналов охлаждения широко используется в самых современных двигателях для поддержания допустимой температуры втулки в утолщенной фланцевой части. Для увеличения скорости охлаждающей воды применяют винтообразную форму каналов с уменьшенными проходными сечениями.

Рубашки цилиндров мощных дизелей представляют собой цельную отливку, которая крепится к остову и образуют с ним жесткую конструкцию, в которую вставляется цилиндровая втулка. Уплотнение всей сборки осуществляется шпильками, болтами и анкерными связями.

Дизеля меньшей мощности имеют общий цельнолитой блок-цилиндр (или блок-картер) простой коробчатой формы с расточками для установки втулок и отлитыми каналами охлаждения. Это основная и наиболее ответственная часть остова двигателя. Для доступа в водяную полость блок-картер имеет лючки.