Кренование судна

Кренование судна - 1. Создание искусственного крена судна перемещением груза в поперечной плоскости. Служит для экспериментальногоопределения начальной поперечной метацентрической высоты и аппликаты ЦТ с целью проверки правильности расчетов нагрузки и остойчивости. Кренование производится после завершения постройки судна, ремонта, модернизации и т.д.

Для создания крена используется твердый балласт в виде чугунных чушек или жидкий балласт, перекачиваемый из одних бортовых цистерн в другие. Поскольку углы крена в процессе кренования невелики (не более 4 град.), требуется высокая точность их измерения. Замеры производят с помощью инклинографов либо с помощью нескольких длинных весков, снабженных приспособлениями для гашения колебаний (крылатки, опущенные в бак с мазутом). Для повышения точности кренование выполняют по нескольку раз на правый и левый борт, а результаты обрабатывают по методу наименьших квадратов.

Значение h вычисляют по метацентрической формуле остойчивости:

Кренование (формула)

Аппликата центра тяжести

Кренование (формула)

Переход от условий нагрузки, при которых производилось кренование, к другим состояниям нагрузки осуществляется расчетом с составлением ведомости излишних и недостающих грузов и указанием их координат.

2. Искусственное кренование малых судов (кренгование) с целью осмотра, покраски и мелкого ремонта подводной части.