Корма

Корма - задняя оконечность судна, начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем и транцем при его наличии. Конструкция кормы любого типа состоит из утолщенных листов обшивки, сплошных флоров высотой до платформы или нижней палубы, а также развитых продольных связей. Обыкновенная, или эллиптическая корма имеет свес над водой (подзор) для защиты руля от ударов.

Конструкция свеса состоит из обшивки и перпендикулярных к ней т.н. поворотных (веерообразных) шпангоутов и бимсов, образующих вертикальные шпангоутные рамы, соединенные нижней частью с транцевым флором.


>
Корма судна

На ледоколах поворотные шпангоутные рамы устанавливаются на всем протяжении кормы, а не только на ее свесе. Наиболее распространенная на морских судах - крейсерская корма, имеет более протяженный частично погруженный в воду свес, улучшающий обтекаемость, работу винторулевого комплекса и до некоторой степени остойчивость судна. Протяженность свеса зависит от типа и расположения руля, количества гребных винтов, скорости судна, а также от требований к площади палубы и объемам в кормовой части судна. Конструкция свеса крейсерской кормы кроме поворотных шпангоутов имеет и обычные.

Разновидностью крейсерской кормы является транцевая корма, образуемая срезом задней оконечности судна вертикальной или наклонной поперечной плоскостью - транцем. Крейсерская и транцевая корма с незамкнутым ахтерштевнем называется открытой кормой. Открытая корма на скоростных судах улучшает обтекание гребного винта и несколько увеличивает скорость судна. Суда с малой осадкой, в том числе катера, могут иметь туннельную корму, позволяющую увеличить диаметр гребного винта и его пропульсивный коэффициент. Туннельная К. используется и для морских судов с целью экономии расхода топлива за счет снижения частоты вращения гребного винта большого диаметра.

На старинных судах применялась простая (прямая) корма, без свеса над рулем, например заканчивающаяся ахтерштевнем в виде вертикального бруса. Такая К. не защищает руль и в настоящее время осталась только на несамоходных деревянных баржах. Корма судна подвергается воздействию в осн. динамических нагрузок. Вращающиеся в неравномерном потоке гребные винты вызывают повышенную вибрацию кормы. Плавание на волнении и во льдах сопровождается ударами о свес. Динамические нагрузки часто вызывают повреждения кормы и дейдвудного устройства. Поэтому классификационные общества ужесточают требования к материалам конструкции кормы и ахтерштевня, толщине обшивки и размерам балок набора в районе ахтерпика и кормового свеса, жесткости дейдвудного устройства и конструкции корпуса в местах установки мортир и кронштейнов гребных валов.