Конструкция танкера

Для предотвращения разъедания внутренних поверхностей танков их защищают антикоррозийными покрытиями, танки химовозов иногда изготавливают из коррозийностойких материалов. Часть танков отводят для водяного балласта, который судно всегда принимает в порожнем обратном рейсе. Доступ в танки может быть осуществлен через палубные горловины небольшого размера с непроницаемыми крышками. Грузовую часть в носу и корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками - коффердамами. Малые и средние танкера обычно оборудуются дизельными энергетическими установками, на крупных же преобладают паротурбинные установки.

Грузовые помещения - танки образуются поперечными и продольными переборками, что делает корпус танкеров достаточно прочным и уменьшает влияние жидкого груза на остойчивость. В целях предотвращения загрязнения моря при авариях корпуса современных танкеров в районе танков имеют двойное дно и борта.

Объем среднего грузового танка на современном танкере составляет от 12000 до 14000 кубических метров. Для стенок танка используют стальные листы толщиной от 15 до 25 мм. Корпус частично выполняется из высокопрочной стали AH. На поясе настила палубы, над продольной переборкой, на ширстреке и скуловом поясе используется сталь марки DH. Марка EH используется для стрингера верхней палубы. В критических местах используется материал марки Z с проверенными по его толщине характеристиками. Информацию о специальных марках стали можно найти в справке о конструкции корпуса и судовых планах.

Ввиду большой длины корпуса и соответственно действующих по длине судна изгибающих и перерезывающих моментов все большие нефтяные танкеры имеют продольную систему набора грузовых танков.


Танкер
Продольная система набора корпуса танкера

1 – рамный бимс; 2 – продольная подпалубная балка; 3 – настил верхней палубы; 4 – карлингс; 5 – ребро жесткости; 6 – карлингс; 7 – переборка поперечная; 8 – переборка продольная; 9 – кница; 10 – бимс рамный; 11 – стойка переборки; 12 – кница; 13 – карлингс; 14 – скругленный ширстрек; 15 – обшивка борта; 16 – продольная балка переборки; 17 – шельф; 18 – продольная балка борта; 19 – рамная стойка переборки; 20 – настил второго дна; 21 – голубница; 22 – обшивка днища; 23 – ребро жесткости; 24 – стрингер днищевой; 25 – киль горизонтальный; 26 – киль вертикальный; 27 – ребро жесткости флора; 28 – лаз; 29 – днищевая продольная балка; 30 – флор сплошной; 31 – ребро жесткости днищевого стрингера; 32 – днищевой стрингер; 33 – продольная балка второго дна; 34 – лист скуловой обшивки; 35 – поясок; 36 – распорка; 37 – шпангоут рамный; 38 – доковая стойка переборки.

Большие однокорпусные танкеры в традиционном исполнении имеют одну, две продольные переборки и большое количество конструктивных элементов в бортовых танках. Корпус представляет собой в основном гибкую конструкцию, склонную к деформациям и усталости метала в зонах высоких напряжений – таких как распорки бортовых танков, нижние поперечные бимсовые кницы центрального танка, поперечные горизонтальные балки переборок и контрфорсы. Вспомогательные элементы, например, бортовые стрингеры подвергаются сильным циклическим нагрузкам.

Максимальное продольное срезающее усилие возникает обычно на концах грузового танка и воспринимается равной связью к корпусу судна. Основные продольные изгибающие моменты корпуса возникают в средней зоне и воспринимаются фланцами равной связи корпуса.