Комбинированное судно

Комбинированное судно - грузовое судно, на котором в целях сокращения порожних балластных переходов и повышения гибкости эксплуатации оборудованы грузовые помещения и предусмотрены грузовые средства, обеспечивающие перевозку грузов с резко отличающимися транспортными характеристиками: физическим состоянием, плотностью, технологией перегрузки. Разнородные грузы перевозятся комбинированными судами на встречных направлениях либо по схеме "многоугольник".

Архитектурно-конструктивный тип современного К. с. такой же, как у танкеров и судов для навалочных грузов. Это однопалубные суда с кормовым расположением машинного отделения, всех жилых помещений и рулевой рубки. Как правило, К. с. имеют бак (реже и ют), самые крупные из этого типа являются гладкопалубными. Длина грузовой части 72-80% длины судна, ширина люков, закрываемых прочными газонефтенепроницаемыми крышками, 25-50% ширины судна. Погрузка сухих грузов выполняется береговыми средствами, нефтяных грузов - судовым грузовым устройством, рассчитанным на выдачу полного груза за 10-15 часов. Средняя эксплуатационная скорость комбинированных судов 15-15,5 узлов.

Комбинированное судно
OBO carrier "SKS Mersey"

Исходя из конструктивных особенностей грузовой части различают 5 типов комбинированных судов:

- нефтерудовозы типа ОО (Oil/ore carrier) - суда, приспособленные для транспортировки руды в относительно узких гладкостенных центр. трюмах с высоким двойным дном и нефти в тех же трюмах и в бортовых танках без двойного дна. Объем центр. рудных трюмов составляет 40-50% полного грузового объема. Дедвейт крупнейших судов составляет 230-280 тыс. т;

- универсальные нефтесухогрузные суда, в т.ч. суда типа OB (Oil / bulk carrier), по конструкции трюмов близкие к нефтерудовозам, служащие для перевозки нефти во всех грузовых отсеках и сравнительно легких навалочных грузов в центральных трюмах объемом 65-70% от полного грузового объема;

- OBO (Oil/bulk/ore carrier), предназначенные для перевозки разнообразных сухих навалочных грузов, в т.ч. руды, а также нефти и тяжелых сортов нефтепродуктов в одних и тех же грузовых помещениях - трюмах-танках, ограниченных двойным дном, скуловыми и подпалубными балластными цистернами и заключенными между ними участками одинарных или двойных бортов. Количество трюмов-танков обычно нечетное (7-11), руда загружается в специально подкрепленные трюмы через один. Дедвейт современных судов OBO - от 25 до 170 тыс. т;

- PROBO (Product/oil/bulk/ore carrier), имеющие возможность принимать в отдельные трюмы-танки различные нефтепродукты; Для выгрузки используются судовые погружные насосы, для каждого трюма отдельный;

- BORO (Bulk/oil/ro ship) - суда, служащие для перевозки навалочного груза, нефти и генерального груза, загружаемого в специальный твиндек накатом.