Классификация грузов

Груз – это продукт производства или товар, принятый морским транспортом к перевозке.

Транспортные характеристики груза - это совокупность его свойств, которые определяют условия для его хранения, погрузки, перевозки и выгрузки.

Груз характеризуется: режимом хранения; размерами, формой и массой грузовых мест; способами упаковки; средствами перегрузки; физико-химическими свойствами; технологией перевозки.

Морской транспортный флот перевозит большое количество грузов, которые существенно отличаются своими транспортными характеристиками. Поэтому для изучения условий обеспечения сохранной доставки грузов морем необходимо иметь ясное представление о системе классификации.

Выбор признаков, по которым выполняется классификация, не может быть произвольным. В противном случае классификация окажется подчиненной частным задачам, а не общей проблеме. Поэтому необходимо ориентироваться не на случайные, а на определяющие признаки, подчиненные основной проблеме, ради которой создается классификация. Такой проблемой, когда речь идет о грузах, является обеспечение их сохранности при перевозке на судах морского флота. Классификация, таким образом, служит для раскрытия закономерностей, характерных для того или иного множества явлений либо предметов.

Наиболее распространенным является деление грузов на сухие и наливные (жидкие).

Рассматривая вопросы классификации сухих грузов, необходимо иметь ввиду, что признаки общности, по которым объединяются отдельные их группы, значительно разнятся между собой, в связи с этим существует и несколько видов классификации.

Исходя из способа перевозки грузы классифицируются на штучныенавалочныенасыпные и наливные.

Штучные часто называют генеральными. Они состоят из отдельных упакованных либо неупакованных грузовых мест. Их особенностью является то, что на судне одновременно можно перевозить мелкие партии различных видов грузов.


На фото: погрузка генерального груза (в мешках)

По размерам и массе генеральные грузы могут быть:

- длинномерные (длина 9 м и более);
- тяжеловесные (массой 3 т и более);
- крупногабаритные (металлоконструкции, оборудование в упаковке и без нее, автомобили, сельскохозяйственная техника и др.).

Навалочные грузы перевозятся без использования упаковки. Они состоят из множества единиц различной величины, достигающих значительных отличий по размерам и массе, например, угол антрацит – плита, включает в себя куски массой в несколько сот килограммов и угольную пыль – штыб, представляющую мельчайшие частицы.

Насыпные также перевозятся без упаковки, но, в отличии от навалочных, они характеризуются однородностью отдельных частиц, из которых состоит масса груза. Характерным примером могут служить: зерно, метало-рудные концентраты, удобрения.

По физико-химическим свойствам грузы классифицируются на:

- гигроскопические, т.е. легко воспринимающие влагу из атмосферы и легко ее отдающие в атмосферу (сахар, соль, минеральные удобрения и др.);
- взрывчатые (порох, динамит и др.);
- ядовитые (хлороформ, стрихнин, сулема и др.);
- огнеопасные (бензин, керосин, волокнистые грузы);
- выделяющие вредные газы (сера, нефть и пр.);
- спекающиеся (агломерат);
- смерзающиеся (сахар-сырец, удобрения, соль и др.);
- пылящие (апатиты, цемент, уголь, рудные концентраты и пр.);
- издающие специфические запахи (сыры, шкуры, пряности и др.);
- воспринимающие посторонние запахи (фрукты, чай, кофе, пряности);
- подверженные естественной убыли массы (фрукты, овощи, спирты).

Классификация по способу перевозки позволяет решить вопросы о выборе необходимого типа подходящего судна.

Классификация по физико-химическим свойствам позволяет перевозчику корректно планировать размещение грузов на судне, с учетом возможности их совместной перевозке, к примеру, в одном грузовом помещении, с учетом обеспечения их сохранной доставки грузополучателю.
По режиму перевозки генеральные грузы делятся на нережимные и режимные.

К категории нережимных относятся грузы, физико-химические свойства которых таковы, что действия агрессивных факторов трассы перевозки не вызывают ухудшения их качества или товарного вида и они не нуждаются в организации каких-либо специальных условий транспортировки (оборудование, стекло, металл и др.).

К категории режимных грузов относятся такие, для которых необходимо создавать определенные условия в грузовых помещениях судна, без соблюдения которых сохранность грузов во время их морской перевозки либо вовсе невозможна, либо возможна в течение ограниченного времени.

В целом структура классификации выглядит так:
Категория – Класс – Подкласс – Род – Вид – Подвид

Категория – первая ступень классификации грузов, в которой они объединены по признаку подверженности влиянию действующих на них агрессивных факторов  (режимные и нережимные).

Класс – объединяет грузы по признаку необходимости строгого регулирования температурного режима при их перевозке. Например, режимные включают в себя два класса: рефрижераторные и нерефрижераторные.

Подкласс – включает грузы, характеризуемые общностью представленных ими требований к температурно-влажностному и воздухообменному режимам перевозки. Например, класс рефрижераторных грузов включает подклассы: замораживаемых, охлажденных и охлаждаемых, а нерефрижераторные делятся на подклассы: термовлагорежиимные, влагорежимные и терморежимные.

Род – включает в себя грузы, объединенные общностью происхождения и физико-химических свойств, определяющих требования и условия перевозки. В отдельных случаях род может оказаться последним звеном в цепи классификации.

Вид – объединяет в пределах одного рода несколько грузов по признаку более узкому, нежели род. В тех случаях, когда род является наименованием конкретного груза, вид характеризует способ его упаковки, в большинстве случаев вид – это наименование конкретного груза.

Подвид – это последняя ступень классификации, характеризующая способ упаковки.

Рассматривая режимные грузы, следует отметить, что эта категория включает в себя два класса: рефрижераторные и нерефрижераторные. Первый из них охватывает только скоропортящиеся.
Известно, что ряд грузов, которые называются скоропортящимися при определенных условиях, очень часто перевозятся на обычных судах.

С другой стороны, грузы, относимые к устойчиво сохраняющимся, могут быть испорчены в краткосрочном рейсе, если перевозчиком или отправителем не были приняты необходимые защитно-профилактические меры.

Таким образом, все режимные грузы в той или иной степени скоропортящиеся и все они предъявляют определенные требования к температурному и влажностному режимам перевозки.
Коренные же отличия рефрижераторных от нерефрижераторных состоят в том, во-первых, оптимальный режим их перевозки ограничен рамками более узкого диапазона, во-вторых, длительность их нахождения в условиях режима, выходящего за рамки этого диапазона, намного меньше, чем нерефрижераторных.

Как было отмечено ранее, рефрижераторные грузы подразделяются на следующие подклассы:

- Замороженные – перевозятся при температуре ниже -6С.
- Охлажденные – перевозимые при температуре от -5С до -1С.
- Охлаждаемые – требующие положительных температур при перевозке, в диапазоне от 0С до +15С.

При этом подразумевается, что в зависимости от параметров внешней среды охлажденные грузы могут превратиться в «обогреваемые», т.е. может возникнуть необходимость поддерживать в трюме температуру несколько выше, нежели температура наружного воздуха.
Рефрижераторные грузы, которые составляют подкласс охлаждаемых, характерны тем, что для их сохранной перевозки требуется поддержание в трюмах не только температурно-влажностного, но и воздухообменного режимов.


На фото: рефрижераторное судно "Atlantic Reefer"

Некоторые из них, например, плоды и овощи, с биологической точки зрения, являются живыми организмами, т.к. они находятся в состоянии непрерывного обмена веществ с окружающей средой. В результате «дыхания» они поглощают кислород и выделяют углекислый газ, тепло, воду, а плоды выделяют еще этилен и другие летучие вещества. Поэтому такие «живые» грузы требуют, во-первых, постоянного притока свежего воздуха, содержащего кислород, а во-вторых, непрерывного удаления продуктов дыхания, которые, оставаясь в трюме, портят груз.

При перевозке же «неживых» грузов (колбас, мясокопченостей, рыбопродуктов) требуется периодически воздухообмен грузовых помещений для предотвращения появления запаха затхлости.

Класс нерефрижераторных делят на следующие подклассы:

-термовлагорежимные, требующие воздухообмена;
- термовлагорежимные, не требующие воздухообмена;
- влагорежимные;
- терморежимные.

Из этих названий подклассов видно, что к первым двум относятся грузы, которые предъявляют определенные требования к тепловому и влажностному режимам перевозки и хранения.

Третий и четвертый подклассы включают в себя требования поддержания либо влажностного, либо теплового режимов соответственно. Оптимальные условия перевозки нерефрижераторных грузов характеризуется не только более широким диапазоном контролируемых величин, чем при перевозке рефрижераторных, но и могут быть ограничены лишь одним каким-то пределом.

В частности, отдельные термовлагорежимные грузы, при условии поддержания относительной влажности воздуха в трюме на уровне ниже точки росы, можно перевозить при любой температуре ниже или выше определенной величины.

Многообразие физико – химических свойств, присущих различным грузам, приводит к тому, что во многих случаях совместная их перевозка невозможна. Нарушение этих ограничений неизбежно вызывает порчу или потерю товарных качеств.

 

По материалам "Технология перевозки грузов" В.Д.Савчук