Килектор

Килектор (происходит от голландского kiellichter) - судно технического флота, предназначенное для постановки и подъема швартовных бочек и мертвых якорей, установки бетонных массивов при строительстве и ремонте молов и причалов и выполнения других грузоподъемных работ. Килекторы привлекаются к аварийно-спасательным, судоподъемным работам и для расчистки фарватеров.


Килекторное судно
Килекторное судно КИЛ-158 проекта 141

Килекторы обычно однопалубные, редко двухпалубные суда с ЭУ, расположенной в кормовой части. В корме (иногда в носу) килектор имеет мощное грузоподъемное устройство в виде кронштейна-крамбола или фермы и лебедки. Для увеличения грузоподъемности лебедка работает через полиспаст (гини), разбиваемый на палубе. В отличие от плавучих кранов высота подъема грузового гака на килекторе небольшая и не превышает 10-12 м, а вылет 3-6 м. Грузоподъемность достигает 200 т. К. принято разделять по району использования на морские, портовые и речные. Кроме крамбола на морских К., как правило, устанавливается грузовая стрела или кран.

Водоизмещение портовых К. 200-500 т, морских - до 1500 т, скорость 8-12 узлов; энергетические установки могут быть дизельные и дизель-электрические. На реках обычно используются небольшие несамоходные К., а также баржи, оборудованные килекторными грузовыми устройствами, часто с ручными лебедками или шпилями.