Кабелеукладчик

Кабельное судно (кабелеукладчик) - судно технического (оффшорного) флота, служит для прокладки, ремонта и обслуживания морских (океанских) линий связи и электропередачи.

Прокладка первых подводных кабелей связи осуществлялась с буксиров и других переоборудованных для этой цели судов. Специализированные суда кабелеукладчики появились в конце 19-го века.

Первый трансатлантический телеграфный кабель был проложен в  1857-58 гг. Это позволило установить связь между Европой и Северной Америкой. В 1866 году судно «SS  Great Eastern» успешно проложило еще  два трансатлантических кабеля, обеспечив будущую связь между континентами.

Современные суда этого типа значительно отличаются от своих предшественников. Сейчас кабелеукладчики оборудуются системой динамического позиционирования, снабжены дистанционно управляемыми подводными аппаратами ROV (Remote operated vehicle) и способны проводить прокладку до 3-х кабельных линий одновременно.


Кабелеукладчик

Количество принимаемого на борт кабеля - от сотен до 5-8 тыс. км. на самых крупных океанских судах. Кабельные суда отличаются характерной носовой оконечностью с выдающимся вперед крамболом со шкивами большого диаметра, через которые кабель опускается в море или поднимается из воды. Шкивы для пропуска кабеля устанавливаются также в корме.

Кабельные суда имеют 2-3 палубы, бак, реже и ют. МО располагается в средней части или несколько сдвинуто в корму. Ряд отсеков судна имеет цилиндрические емкости - тенксы, предназначенные для кабеля. Кабель в тенксах укладывают по окружности, а отд. его концы, где должны быть подсоединены усилители или сделаны соединения, выводят наружу на палубу через крышку тенксов. Тенксы водонепроницаемы и могут наполняться водой при проверках кабеля. На палубе имеются сквозные проходы от носа до кормы для проводки кабеля. Для прокладки и подъема кабеля служат кабельные машины с электроприводами грузоподъемностью до 30 т. - типа лебедок и многошкивные. Последние позволяют вести прокладку кабеля со встроенными усилителями непрерывно без остановки судна. Для этой цели применяются также кабельные машины гусечного типа. Обычно на судне устанавливается несколько машин: в носу 1-2 машины лебедочного типа, в корме - машина для непрерывной прокладки кабеля.


Cable ship


Прокладка кабелей через внутренние водоемы обычно производится с различных судов, временно оборудованных лебедками и др. средствами для спуска и подъема кабеля.

Кабельные суда оборудуются водолазными станциями, подводным телевидением, устройствами для подъема и сращивания кабелей. Также снабжаются аппаратурой для непрерывного контроля электрических характеристик кабеля, буями и др.



Современное судно-кабелеукладчик "Nexus" голландской компании Van Oord