Глобальная морская система спасения при бедствиях (ГМССБ)

GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) – международная система, использующая современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи. Она обеспечивает быстрое оповещение спасательных служб в случае возникновения черезвычайной ситуации. Также оповещает суда, находящиеся в непосредственной близости и обеспечивает эффективный поиск спасательных плавательных средств.

ГМССБ Система GMDSS разработана членами Международной Морской Организации (IMO) и представляет собой существенное усовершенствование способов аварийной связи. Будучи обязательной для всех судов, подпадающих под действие Международной Конвенции о безопасности жизни на море (International Convention for the Safety Of Life At Sea (SOLAS), т.е. для грузовых судов водоизмещением свыше 300 тонн и всех пассажирских судов международного плавания, система GMDSS оказывает влияние на все радиофицированные суда вне зависимости от их класса. Все суда, подпадающие под действие SOLAS должны полностью соответствовать требованиям GMDSS.

Оборудование GMDSS

Цифровой селективный вызов (DSC - Digital Selective Calling)

Традиционные морские системы СВ/КВ/УКВ радиосвязи подвергаются усовершенствованию путем введения функции цифрового селективного вызова. Эта функция позволяет судам автоматически производить требуемый контроль на аварийных и вызывных каналах вместо их непрерывного прослушивания оператором. Приемник, оснащенный системой цифрового селективного вызова, реагирует только на свой уникальный идентификатор (MMSI# - Maritime Mobile Service Identity number ), подобный телефонному номеру, и на общий вызов для всех судов в зоне связи. После того, как произошел контакт между радиостанциями на канале вызова, дальнейший голосовой радиообмен производится в другом частотном канале.

Спутниковая связь

Спутниковая система INMARSAT обеспечивает глобальную связь за исключением приполярных регионов. В тех зонах, где отсутствует возможность связи со спасательными службами с использованием СВ или УКВ связи с селективным вызовом DSC, для передачи сигнала бедствия и связи с поисково-спасательными службами могут также использоваться терминалы Inmarsat A, B или C.

406 MHz аварийные радиомаяки системы COSPAS/SARSAT

Одной из составных частей системы GMDSS является спутниковая система COSPAS/SARSAT, обеспечивающая обнаружение аварийных радиомаяков (EPIRB - Emergency Position Indicating Radiobeacon ), передающих сигналы, необходимые для их обнаружения и информацию о судне на аварийной частоте в диапазоне 406 МГц. Наличие на судне плавающих радиомаяков системы COSPAS/SARSAT уже сейчас является обязательным для крупных судов в большинстве стран и рекомендуется для всех малых судов. Каждый радиомаяк должен быть зарегистрирован владельцем судна в базе данных по радиомаякам COSPAS/SARSAT.

Поисково-спасательные радарные транспондеры (SART - Search And Rescue Transponder)

Радарный транспондер представляет собой портативное устройство, работающее в диапазоне частот судовых радаров, которое при приеме радарного сигнала передает серию импульсов, отображающихся на экране радара в виде серии точек. Это устройство позволяет с высокой точностью определить местоположение терпящих бедствие даже в самых неблагоприятных условиях. В том случае, если команда покидает аварийное судно, радарный транспондер должен быть перенесен на спасательное плавательное средство.

Информация о безопасности на море (MSI - Maritime Safety Information)

Система GMDSS предусматривает передачу информации, включающей оповещения о судах, терпящих бедствие, навигационные и штормовые предупреждения и прогнозы погоды. Эта информация может приниматься тремя различными способами:

• Приемники системы NAVTEX, обеспечивающие полностью автоматический прием в зоне до 300 морских миль от береговых станций.

• Терминалы Inmarsat-C, принимающие передачи Enhanced Group Call - SafetyNET (EGC) для зон, лежащих вне зоны действия системы NAVTEX.

• Коротковолновые узкополосные факсимильные передачи (NBDP - Narrow Band Direct Printing), являющиеся альтернативой EGC.

Международные морские зоны GMDSS

Принимая во внимание, что различные радиосистемы, входящие в ГМССБ, имеют свои ограничения, связанные с зоной действия и видом предоставляемых услуг, требования к составу судового радиооборудования в GMDSS определены следующим образом:

«Морской район А1» - район в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой УКВ станции, обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений с использованием цифрового избирательного вызова (20-50 миль).

ГМССБ «Морской район А2» - район, за исключением морского района А1, в пределах зоны действия в режиме радиотелефонии по крайней мере одной береговой радиостанции, работающей в ПВ-диапазоне и обеспечивающей постоянную возможность передачи сообщений о бедствии с использованием ЦИВ (около 150 миль).

Границы морских районов А1 и А2 должны быть нанесены на навигационных картах.

«Морской район А3» - район, за исключением морских районов А1 и А2, в пределах зоны действия системы геостационарных спутников INMARSAT, обеспечивающих постоянную возможность оповещения о бедствии (примерно между 70 градусом северной широты и 70 градусом южной широты). «Морской район А4» - район, находящийся за пределами морских районов А1, А2, А3.