Буксиры (ASD, VSP)

Буксирное судно, буксир - судно технического (вспомогательного) флота, предназначенное для вождения (буксировки) несамоходных судов, различного типа барж, плотов, доков, и т.п., а также обеспечения проводки больших самоходных судов в стесненных водах и портах. Исходя из способа буксировки разделяются на два основных типа: буксировщики, тянущие судно за собой (при помощи буксировочного троса), и толкачи, имеющие в носу специальное сцепное устройство, толкающие баржи либо составы барж. Существуют также комбинированные, так называемые "толкачи-буксиры" (Pusher tugs) - которые совмещают в себе функции толкачей и буксировщиков.

На некоторых типах буксиров-толкачей имеется устройство, поднимающее и опускающее рулевую рубку, что позволяет повысить обзорность и обеспечить безопасный проход под мостами. Буксировка, как правило, применяется в море, а способ толкания используется на озерах и реках. Заметим, что толкание обеспечивает существенное увеличение тяги (макс. до 20%), если сравнивать с буксировочными операциями.


Буксир-толкач
Буксир-толкач голландской компании Boskalis. Фото: Damen

Исходя из района плавания буксирные суда делятся на морские и речные.

Морские это:

  • портовые буксиры, которые обеспечивают проводку крупных судов в порты, а также швартовку и кантовку;
  • рейдовые буксиры, обслуживают суда, находящиеся на рейдах;
  • линейные буксиры (океанские), буксирующие на большие расстояния, как правило, снабжены автоматическими лебедками (для травления и выбирания троса при различных нагрузках);
  • буксиры-спасатели, выполняющие спасательные операции;
  • многоцелевые буксиры, могут быть использованы в качестве спасательных судов либо для буксировки.

Речные делятся на:

  • портовые (рейдовые) буксиры и толкачи, осуществляют формирование составов из барж и обеспечивают швартовку судов;
  • линейные толкачи и толкачи-буксиры, используются для вождения барж либо составов на реках;
  • линейные буксиры, используются в устьях крупных рек и на водохранилищах, где нет возможности использовать способ толкания;
  • шлюзовые толкачи-буксиры, обеспечивают безопасный проход судов через шлюзы;

Крупные спасательные буксиры имеют тягу на гаке до 1-1,25 МН, максимальная скорость может достигать 20 узлов. Удельная тяга находится обычно в пределах 1,4 - 2 кН/кВт, а у некоторых типов буксиров-кантовщиков достигает 2,5 кН/кВт. При буксировке крупных объектов, таких, к примеру, как добывающие платформы может использоваться сразу группа буксиров.

Если разделять буксирные суда по типу движителей, то на сегодняшний день можно выделить следующие: азимутальные ASD-tug (англ. Azimuth Stern Drive) - винты оборудованы поворотными насадками, которые могут вращаться на 360 градусов и буксиры с крыльчатыми движителями Фойта - Шнайдера (англ. Voith Schneider Propeller). Также широко используются винты ВФШ, ВРШ, а на мелких глубинах предпочтительными являются буксиры с водометными движителями.


Azimuthing stern-drive tug (ASD) – «Азимутальный буксир» - буксир с кормовым расположением азимутальных «полноповоротных» винторулевых колонок. Он подобен по типу традиционному двухвинтовому буксиру, однако обычный винт и гребной вал заменены на азимутальные винторулевые устройства.

Азимутальные устройства состоят из обычных винтов, оборудованных поворотными насадками, которые могут вращаться на 360 градусов для предоставления тяги в любом направлении без использования рулей.  Наиболее распространена конструкция, получившая название «Z-Drive» благодаря особенности вала который горизонтален на выходе из двигателя, вертикален по отношению к корпусу и снова горизонтален на ступице винта, в целом образует собой форму подобную букве «Z», также устанавливаются конструкции типа «L-Drive».

Как правило, буксиры типа ASD имеют буксирную лебедку на баке, но иногда и на корме. В большинстве случаев буксиры ASD используются как портовые буксиры, для сопровождения судов в акватории порта и в открытом море. Среднее  тяговое усилие составляет порядка 65 тонн (и более).


ASD
ASD-буксир проекта 2811 судостроительной компании Damen.


ASD
ASD-буксир проекта 2811. Источник: Damen.com


Voith Schneider Propeller (VSP) – крыльчатый движитель Фойта-Шнайдера, это устройство, которое обеспечивает тягу во всех направлениях. Он объединяет в себе движитель и систему управления. Оборудованному VSP судну не требуется руль. Упор и рулевое усилие могут быть получены в любом направлении.

Движитель состоит из круглой пластины, вращающейся вокруг вертикальной оси, со множеством вертикальных лопастей. Каждая лопасть вращается вокруг вертикальной оси по эпициклоиде при помощи внутреннего механизма, который изменяет угол атаки лезвий в синхронизации с вращением пластины, так чтобы каждая лопасть могла обеспечить толчок в любом положении.


VSP
Voith Schneider Propeller (VSP). Фото: voith.com


VSP устанавливается на судне так, что только лопасти выступают из корпуса судна.


VSP
Фото: voithturbo.com

Еще один современный тип – это роторные буксиры (Rotor tug), отличаются от ASD наличием азимутальных подруливающих устройств, не только в корме, но и в носовой части, что обеспечивает высокую маневренность этих судов. Этот тип буксирных судов признан наиболее эффективным во многих портах по всему миру.