Баржа

Баржа – несамоходное, как правило, плоскодонное грузовое судно. Чаще всего используются на внутренних водных путях (реках, каналах, озерах). Также бывают и морские баржи (для каботажных перевозок, либо разгрузки судов на рейде, осадка которых не позволяет подойти к причалу). Спектр грузов, которые могут перевозится этих судах довольно широк – это насыпные, генеральные, наливные, негабаритные и пр.

Исходя из типа перевозимого груза существуют сухогрузные, наливные и универсальные.


Сухогрузные делятся на:

  • баржи-площадки - используются для транспортировки грузов на палубе,
  • баржи бункерного типа, с одним открытым трюмом с гладким дном и бортами,
  • трюмные (бывают с баком и ютом) с грузовыми люками,
  • тентовые – имеют легкую тентовую надстройку на палубе. Грузовые операции выполняются через бортовые лацпорты, либо через люки в крыше тента – в случае вертикальной погрузки/выгрузки.

Сухогрузные баржи используются для доставки угля, щебня, гравия, песка, руды и многих других насыпных грузов. Также к сухогрузным относятся баржи-лесовозы и баржи-автомобилевозы (оборудованные аппарелью).

Наливные - перевозящие нефть и нефтепродукты, как правило, строятся с двойным дном и двойными бортами. К ним относятся бункеровочные (баржи-бункеровщики), используемые для доставки судового топлива, дизельного топлива, мазута. Погрузка, выгрузка груза осуществляется специальными грузовыми насосами.

Универсальные - исходя из типа перевозимого груза, могут быть также оборудованы двойным дном, иметь ячеистую конструкцию танков, либо могут использоваться вкладные цистерны.

Грунтоотвозные наливные баржи (также называются "шаланды"), которые используются для транспортировки грунта от дноуглубительных снарядов, бывают саморазгружающиеся типы, оборудованные специальными створками в днище. Часто используются для разгрузки судов на рейде. Также существуют Б., эксплуатируемые в регионах добычи нефти - это баржи специального назначения, обеспечения морских добывающих платформ.

По способу движения делятся на буксируемые и толкаемые. Самый распространенный тип - это речные и озерные толкаемые баржи. Приводятся в движение при помощи буксира-толкача; надстройка и рулевое устройство на этом типе не предусмотрены. Водоизмещение речных барж, как правило, не превышает 4000 т, а морских – 12000 т.


Coal Barge
Баржи с углем на реке Огайо. Фото: Tim Kiser.

Для обеспечения швартовных операций (подтягивания несамоходных барж к береговым или плавучим причальным сооружениям), а также надежного крепления к ним для выполнения грузовых операций, на барже может быть предусмотрено швартовное устройство.

Для перевозки на баржевозах (лихтеровозах) применяют специальные баржи (лихтеры) стандартных размеров грузоподъемностью от 200 до 850 т.